Горячкин, В. И. Это наша с тобою судьба, это наша с тобой биография ... : (о времени и о себе) / Горячкин В. И. – Мурманск : Радица : Мурманское областное книжное изд-во, 2007. – 198 с., [24] л. ил., портр.

и техники им. С.М. Кирова, несколько домов культуры и клубов, отличные туристские базы и лагеря на территории области и за ее пределами. Строители создали здесь, на пороге полюса, отличные условия для рыбопере­ работки и обслуживания промысловых и транспортных флотов и нельзя не назвать хотя бы несколько фамилий руководителей, за которыми стояли сотни и тысячи рабочих. Алексей Дмитриевич Чернов, Александр Александрович Васильев, Арон Липович Гехман, Борис Иосифович Юдин, Юрий Петрович Князевский, Борис Наумович Веллер, Лев Харитонович Тельпнер и многие другие. Мурманск - крупный транспортный узел. Его справедливо называют морскими воротами страны. В его незамерзающей гавани базировались основные силы арктического и ледокольного флота Советского Союза во главе с атомным ледоколом «Ленин». Через Мурманск осуществляются большие внешнеторговые связи СССР с зарубежными государствами. Определяющую роль в перевозке народно-хозяйственных грузов в Арктике сыграл морской транспорт. Благодаря созданию и освоению мощных линейных ледоколов с ядерными энергетическими установками сегодня обеспечивается устойчивое судоходство по Северному морскому пути. За прошедшие годы специальный трест «Мурманскморстрой», которым в разное время руководили Анатолий Семенович Бакланов, Валентин Иосифович Куликов, Николай Тимофеевич Афанасьев, вместе со своими подрядными организациями построил огромное количество сложнейших инженерных сооружений на побережье, взорвали и переместили в Кольский залив тысячи кубических метров скалы. На отвоеванной у залива территории площадью более 15 гектаров возвели комплекс цехов и причалов для атомных гигантов, создав уникальное, единственное в мире производство - Ремонтно­ технологическое предприятие атомного флота (РТП «Атомфлот»). Одними из первых в стране мурманчане стали применять сборные железо­ бетонные конструкции и строить дома из крупных панелей. Первый такой дом собран в 1956 году в центре города, где стоит памятный знак в честь городов- побратимов. В шестой пятилетке парк экскаваторов на стройках Мурманской области увеличился по сравнению с пятой в два раза, бульдозеров - в два с лишним раза, башенных и автомобильных кранов - в полтора раза. Стройки располагают достаточным количеством механизмов по приготовлению, транспор­ тированию и укладке бетона, по производству монтажных и отделочных работ, что позволило поднять уровень механизации почти в два раза. В 1963 году вышли постановление СМ СССР «О развитии городов Архангельска и Мурманска» и постановление СМ РСФСР «О развитии города Мурманска», которые дали мощный импульс в развитии города и области. Строительство превращается в ведущую отрасль области, а область - в огромную строительную площадку. На территории полуострова действуют 15 крупных строительных трестов, больше ста строительных и монтажных управлений, 20 предприятий строительной индустрии. В строительстве задействовано более 60 тысяч работающих. Они ежегодно осваивают огромный, свыше 300 млн. рублей, объем капиталовложений, сооружают новые предприятия, электростанции, дороги, жилые дома, здания культурно-бытового и коммунального назначения. Главной 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz