Горячкин, В. И. Да! Это жизнь / Владимир Горячкин. – Мурманск : ИП Данилова, 2022. – 255 с. : ил.

Д ЕТСК ИЕ ВО СПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ дратных метров в трёхкомнатной квартире с отдельной кух­ ней. Преимуществом этого жилья было то, что в нём были холодная вода и канализация. Дом строился для работников НКВД. Здесь мы прожили более десятилет. Кировск уже не бомбили, но вражеские самолёты всё же не раз облетали город на небольшой высоте. Вшколу№ 1я по­ шёл в 1944 году и хорошо помню, как при объявлении воз­ душной тревоги мы становились в пары и спускались в под­ вал школы, где занятия продолжались. Во время перемены нас водили в буфет и давали каждому кусок чёрного хлеба с маслом и стакан чая с кусочком сахара. Не помню, чтобы кто-нибудь отнялу кого-то этот кусочек. В Новый год каждо­ му ребёнку посчастливилось побывать на ёлке вздании гори­ сполкома и получить подарок, вкотором было по две манда­ ринки и несколько невиданной красоты и вкуса конфет. Это было счастье. Напомню, что шёл 1944 год, и была война, аго­ сударство заботилось обо всехдетях как о своих родных. В нашем классе было 42 ученика. Я даже сегодня удивля­ юсь, какмогла наша учительницаВераАлександровна справ­ ляться стакой разношёрстной оравой. Ребята были разными по возрасту. Было много переростков и второгодников. Были ребята, побывавшие в оккупации под немцем и даже в не­ мецких или финских концлагерях. ВераАлександровна была очень строгой, но мы её любили, хотя и побаивались. Надо сказать, чтоу наших учителей, заменивших нам собственных родителей, судьбы тоже были горькими. Многие лишились своих мужей, унекоторых, какунашей ВерыАлександровны, дети находились под немцами, а потому мы действительно постоянно чувствовали их материнскую заботу о нас. Класс был одной большой семьёй. Эту детскую и школьную друж­ буя пронёс через всю своюжизнь идорожу своими воспоми­ наниями об одноклассниках как о самом светлом идорогом. На протяжении шестидесяти лет после окончания школы мы не менее десяти раз встречались веёдобрых стенах, пока современная власть не додумалась снести этот главный па­ мятник освоения Хибин. Уничтожение нашей средней шко- 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz