Горячкин, В. И. Будни великих строек / Владимир Горячкин. - Мурманск : Опимах, 2014. - 277, [2] с. : ил., портр.

конечно, никакого не было. Просто люди понимали, что надо по­ мочь женщине с тремя маленькими детьми и уступали нам свое ме­ сто. Думаю, что они были настоящими советскими людьми и спаси­ бо им за это. Как это и бывает, со временем, люди как-то приспособились. Кто- то получил пропуск и уехал. Кого-то взяли к себе сердобольные мес­ тные жители, а мы остались жить на вокзале, и на правах старожилов нам принадлежала целая лавка. Мы ждали вызова. Так длилось око­ ло месяца. Сначала я выходил на улицу, встречал и провожал поезда. Наблюдал за странным паровозом, «овечкой», труба которого напо­ минала перевернутую огромную луковицу, но потом эти мои куль­ турные программы свернулись сами собой, так как сил уже не было. От голода я стал опухать. В отчаянии мама обменяла последнюю цен­ ную вещь, которая у нее оставалась —папины часы с длинной краси­ вой цепочкой. Поменяла она их на три буханки белого хлеба и одну буханку черного. Невиданный мною белый хлеб был просто воздуш­ ным. Огромная буханка сжималась, как гармошка, до размеров одно­ го куска. Так мы познакомились с «американской помощью», и она показалась очень вкусной. Вечером этого же дня мы с радостью уви­ дели в проеме двери тетю Дуню, которая привезла нам этот прокля­ тый вызов, и даже я тогда понял, что мы будем живы. Через несколько дней мы оказались в Кировске, так как в Мур­ манск нас все же не пустили. Поселились в деревянном доме в ком­ нате площадью 8 квадратных метров, и здесь в 1944 году я пошел в школу. Кировск уже не бомбили, но налеты или скорее пролеты вра­ жеских самолетов иад городом все же имели место быть. При завыва­ нии сирен, мы становились в пары и спускались в подвал школы, где урок продолжался. Хорошо помню, что во время большой переме­ ны нас водили в буфет и давали каждому кусок черного хлеба с мас­ лом и стакан чая с кусочком сахара. На Новый год каждому ребенку посчастливилось побывать на елке, в здании горисполкома, и полу­ чить подарок, в котором было по две мандаринки и конфеты. На­ помню, что это был 1944 год, и шла война. А обо всех детях заботи­ лись, как о родных. В нашем классе было 42 ученика. Я даже сегодня удивляюсь, как могла наша учительница, Вера Александровна, справляться с такой разношерстной оравой, как наш класс. Ребята были разные по возра­ сту. Много было переростков и второгодников. Учебников, тетрадей, карандашей не хватало, а то и совсем не было. Писали на старых газе­ тах и книгах между строк, а одним учебником пользовались пять- шесть учеников. 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz