Горячкин, В. И. Будни великих строек / Владимир Горячкин. - Мурманск : Опимах, 2014. - 277, [2] с. : ил., портр.
сили его на ходу из тамбура, и, после этого, один из них сказал, чтобы мы прошли в вагон, от греха подальше. Нас перетащили и маме усту пили место на нижней полке. Мест в вагоне не было совсем. Стоял жуткий смрад. Запах пота, грязного белья, портянок и табака были настолько плотным, что меня вырвало. Сквозь табачный дым почти не видно было свечку в стеклян ном фонаре. Через какое-то время девчонки раскинулись во сне на пол ке, а солдаты под предлогом покурить выходили из купе и не возвра щались. Мы стали обладателями двух нижних полок и могли спать, вытянув ноги. Впереди нас ждала Москва. Москву я почти не запомнил. Осталась в памяти людская сутолока на Казанском вокзале, набитом людьми, как бочка с селедкой. Паро возные гудки и днем и ночью и детская комната, куда нам удалось по пасть. Маму почему-то с нами не пустили, и она приходила только днем. Одним было страшно, тем более, что ночью горели в комнате только синие лампочки и, когда раздавались паровозные гудки, дети даже пла кали от страха. Эти гудки так глубоко запали в мою душу, что даже будучи взрослым, мне всегда было неприятно слышать их. Дальнейшая наша дорога на Север лежала через Вологду, стан ции Обозерская и Сорокская. Такой крюк мы совершали потому, что «Кировка» была перерезана немцами и финнами. Много позже я уз нал о том, что почти перед самой войной этот объезд был построен по личному указанию Сталина. Надо сказать, что прокладка дороги по непроходимым болотам и лесам оказалась гениальным решением вож дя, ибо без этой объездной ветки, мы не смогли бы удержать ни Мур манск, ни Кольский полуостров. Был бы уничтожен Северный флот и вряд ли наши союзники смогли бы оказать какую-либо помощь. Второе, что я узнал впоследствии, через годы, это то, что в жестоких боях с финнами за станцию Масельгская в октябре 1942 года, погиб мой отец. Я, поневоле, связал защиту отцом важнейшего участка Ки ровской железной дороги, которую он защищал, с нашей поездкой в Мурманск. Он погиб ради нас. Станция несколько раз переходила из рук в руки, и долгие годы после войны памятником этой бойне стояла водокачка, вся изрешеченная снарядами и минами. Итак. Повернув от Обозерской на Запад от Архангельска, мы прибыли на станцию Малошуйка. При проверке документов в поез де, у нашего маленького коллектива не оказалось вызова в Мурманск и нас, как нарушителей, с поезда ссадили. Таких, как мы, было мно го и все нашли приют в маленьком зале станции. Сидели буквально друг на друге. Нам удалось каким-то чудом оказаться недалеко от большой круглой печки, и мы не испытывали жуткого холода. Чуда, 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz