Горячкин, В. И. Здесь 10 классов пройдено… / В. И. Горячкин, А. М. Столярова, Е. В. Савшак. – Мурманск : РУСМА, 2015. – 97,[2] с. : ил.

обучаясь в старших классах, а потом в институте, даже ра­ ботая в областном комитете партии, я старался при любой возможности встретиться со своим классным руководите­ лем, поговорить с ней о жизни, семейных делах и ненавяз­ чиво получить очередной жизненный урок. В моей жизни Олимпиада Кондратьевна сыграла важ­ ную роль не только как учитель. Она в какой-то мере стала вершителем моей судьбы. Когда после окончания институ­ та я приехал в Кировск, девушка, с которой я намеревал­ ся связать свою жизнь, еще оканчивала педагогический институт в Пскове и обязана была ехать по направлению. Таков был закон. Выручила заведующая городским отде­ лом народного образования, которая направила в Псков запрос о распределении выпускницы математического факультета в район Крайнего Севера. Естественно, Псков уважил запрос кировской чиновницы и направил девушку в Кировск. С тех пор мы живем вместе уже больше 50 лет, и все эти годы благодарны этой доброй и понимающей чи­ новнице, имя которой Олимпиада Кондратьевна Зверева. Она действительно учитель и человек с большой буквы. Семилетнее образование было обязательным в по­ слевоенные годы, поэтому в восьмом классе произошли большие изменения. Кто-то ушел в техникумы и училища, кто-то пришел к нам из других школ. Однако основной костяк сохранился. К 1951 году уже многое изменилось в жизни страны и города. Жить стало лучше. Каждый имел свои учебники и тетради. Противогазные сумки и офицер­ ские планшеты заменили обычные портфели. Деревянные ручки с пером 86-го калибра вытесняли «вечные перья». В прошлое ушли карточки на продукты, и ежегодно про­ исходило снижение цен. Мы привыкли к большому коли­ честву учителей-предметников, большинство из которых были гражданскими людьми. Вспоминаю учителя математики в 5-х и 6-х классах Михаила Тимофеевича Соколова. Необыкновенный че­ ловек. Маленького роста, очень подвижный и эмоцио­ нальный. Огненно-рыжий, с неожиданно густым и гром­ ким голосом, он как вихрь врывался в класс. С порога, удивительно точным движением, он кидал свой портфель 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz