Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.
серебряного дела и элементы убранства православного драгоценного образа. Отреставрированная к выставке, икона сохраняет на себе следы вандализма 20-х годов XX века - утрачены дробницы с гравированными изображениями и крупные драгоценные камни на полях, элементы соединения средника и полей, киот, в котором, согласно древним описям и рисункам М. П. Мошкова, находился этот образ. Киот с иконой помещался в пядничном ряду главного монастырского иконостаса. Не менее интересны замечательные облачения, выполненные из ред чайших драгоценных тканей и расшитые самоцветами и жемчугом, экспонировавшиеся на выставке, а также немногие предметы, напоминающие о знаменитом "соловецком сидении" и о периоде нового подъема монастыря в Петровскую эпоху. На рубеже ХѴІІ-ХѴІІІ веков для вновь создаваемого монастырского убранства работали, как и прежде, в период расцвета обители, лучшие мастера. Величественный новый резной иконостас с пышной золоченой резьбой дополнили не менее выразительные иконные оклады местного ряда. Один из них - оклад на икону "Спаса Вседержителя на престоле с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими" - был заказан монахом Антонием, резчиком соловецкого монастыря. В это же время для монастыря исполняется оклад на большое напрестольное Евангелие, сложность композиции которого и выразительное чеканное узорочье дополнили новое убранство главного монастырского храма. В начале XVIII века в монастырь вкладывается большая плащаница, исполненная в московской мастерской Авилины Петровны Бутурлиной, ставшая отныне одним из важнейших и значительных акцентов убранства Спасо-Преображенского собора. После превращения монастыря в 1765 году в ставропигиальный там проводятся значительные работы по обновлению ризницы, переделкам подвергаются многие древние облачения - их обветшавшие части заменяются новыми, выполненными из редких драгоценных тканей, зачастую российского производства. Так, только на облачениях из соло вецкой ризницы сохранились уникальные "крещатые" - с тканым узором из крестов - ткани, производство которых было налажено в России при императоре Павле I в конце XVIII века. При этом новые ткани соединялись с бережно сохраняемыми древними деталями облачений. Завершали экспозицию выставки, исполненные в 1828 году облачения, в которых бережно и искусно использованы фрагменты более древних риз. Группа произведений работы западноевропейских серебряников ХѴІІ-ХѴІІІ веков из соловецкой ризницы невелика, но чрезвычайно 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz