Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.
Среди соловецких памятников в Кремле хранится более полутора сотен икон. Многие из них были отреставрированы в последнее время, некоторые - специально для выставки, которая ярко представила и работу реставраторов музея "Московский Кремль". Расчистка многих икон заставила по-новому взглянуть на их происхождение и атрибуцию. Возможно, датировки, предложенные впервые авторами выставки и каталога, не останутся бесспорными и будут уточнены будущими исследователями. Однако столь широкое экспонирование соловецкого собрания икон заслуживает, несомненно, особого внимания. Оно вводит в научный оборот ценнейший и очень сложный комплекс, в котором переплелись различные духовные и художественные течения и направления, создав тот особый и многогранный мир, который скрывается за понятием "Соловецкий монастырь". Небольшие пядничные образа. Многие из них были вложены в монастырь в разное время и выполнены в различных художественных центрах. Уникальный комплекс описей монастыря дает редчайшую возможность проследить развитие обители, ее строительства и убранства храмов, часовен и различных палат на протяжении четырех столетий — с начала XVI по начало XX века; он же позволяет проследить, как возникло и формировалось собрание пядничных икон в монастыре. Описи второй половины XVI столетия свидетельствуют о стремительном росте обители, о столь же быстром развитии иконного и иного храмового убранства, в котором все более заметное и важное место играли небольшие пядничные образа. Убранные в драгоценные оклады, они выделяют наиболее значимые части в общем монастырском убранстве: основной алтарь Спасо-Преображенского храма и его центральный иконостас, где над местным рядом появляется "драгоценный венец" пядниц, игуменское место в том же храме, гробницы основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Их раки после общецерковной канонизации святых в 1547 году и перенесения их мощей в специально устроенный для них придел Спасо-Преображенского храма в 1566-м становятся главнейшей святыней монастыря, убранству которой всегда уделялось особое внимание. Наиболее многочисленны в соловецком иконном собрании в Кремле небольшие пядничные образа. Многие из них были вложены в монастырь в разное время и выполнены в различных художественных центрах. Уникальный комплекс описей монастыря дает редчайшую возможность проследить развитие обители, ее строительства и убранства храмов, 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz