Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.
монастыря. Им была разъяснена политика советской власти по отношению к церкви и монастырям, декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. На митинге была произведена запись желающих выйти из монастыря и покинуть остров. Записавшиеся были в мае вывезены с Соловецких островов. "Советская власть не будет разрушать хозяйство монастыря, она его будет всеми силами поддерживать, расширять..." [58] - заявил представитель хозяйственного сектора комиссии И. Морозов. Была поставлена задача приспособления бывшего монастырского хозяйства для нужд строящегося советского государства. По возвращении комиссии в Архангельск Кемскому уездному исполнительному комитету РКП(б) было приказано организовать специальную комиссию по принятию на учет хозяйства Соловецкого монастыря. 18 мая 1920 года на собрании Кемской городской организации РКП(б) был заслушан доклад товарища Яммы "О принятии на учет хозяйства Соловецкого монастыря комиссией, выделенной президиумом Кемского исполкома". В докладе была представлена краткая справка о состоянии хозяйства монастыря и предложено "по указанию Архангельска" направить на Соловки "заведующего хозяйством и руководителя- агронома", а также "представителя от партии для контроля и для агитации среди населения Соловецких островов". Эти предложения были приняты, но также было решено "ввиду острого кризиса ответственных и хорошо подготовленных партийных работников в городской организации, в крайнем случае, затребовать для этой цели работников из центра" [59]. Из цитированного выше документа следует, что хотя официального постановления о ликвидации Соловецкого монастыря не было принято, монастырское имущество было полностью конфисковано. Уже в мае его поделили между собой три организации: совхоз "Соловки" (Управление советского хозяйства на Соловецких островах), лагерь принудительных работ Архангельского губчека и затон для ремонта судов Белмортрана. Поскольку большая часть монашествующих пожелала остаться на Соловках, пусть и в качестве работников совхоза, им была оставлена для богослужений кладбищенская церковь во имя преподобного Онуфрия Великого. В остальных храмах и часовнях совершать богослужения не разрешалось. Монастырь продолжал существовать как религиозная и трудовая община, интересы которой представлял настоятель архимандрит 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz