Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.

В 1615 году в монастыре выстроили отдельную иконописную палату. Здесь писали и реставрировали иконы, безупречной: резьба сохранялась веками, места соединений можно было рассмотреть через лупу. В XVII веке в Соловках работало сорок пять иконописцев: монахи и трудники, монастырские слуги, приезжие мастера из Холмогор, Вологды, Костромы. Иконы для монастыря писали и вотчинные крестьяне. В XVIII веке соловецкую школу иконописи возглавлял Ф. Савин, во второй половине XIX века - архангельский художник К. А. Цветков. В числе его учеников будущий пейзажист и исследователь Арктики Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) [39]. Средства на создание икон и иконостасов поступали от вкладчиков и из казны. Так, Пётр Первый в 1694 году, будучи на Соловках указал сделать новый пятиярусный резной иконостас с позолотой для Преобра­ женского собора. На эти цели из казны отпущено 745 рублей 25 копеек. Местные мастера сработали царские врата и иконостас (очень ценный в художественном отношении), установлен 11 мая 1697 года. В пяти ярусах — сто двенадцать икон, в числе которых "весьма древние", такие как "Вседержитель с преклоненными Зосимой и Савватием", "Преображение" и др. [40]. По воспоминаниям историка этнографа Ксении Петровны Гемп (1894-1898), иконостас в свое время восхитил ее не столько грандиозными размерами, сколько выразительностью, фантазией и позолотой [41]. Деисусный ряд украшали трехметровой высоты иконы [42]. Автор определила высоту икон по расстоянию между гнёздами в стенах. Они прекрасно вторили мощным архитектурным формам интерьера собора. Налево от царских врат в третьем местном ярусе иконы ХѴІ-ХѴІІ веков: "Богоматерь Камень Нерукосечной горы", "Богоматерь Тихвинская", "Успение". В том же ярусе - "Архангел Михаил" и "Архангел Гавриил". Все они, как и "Символ веры", к счастью, сохранились [43]. В 1876 году искусствовед и собиратель Дмитрий Александрович Ровинский (1824—1895) изучал на Соловках иконопись. Многие иконы местных живописцев его заботами спасены от забвения. Ровинский обнаружил в ризнице гравировальные медные доски, изготовленные по заказу монастыря ведущими мастерами резцовой гравюры XVIII века Михаилом Махаевым, Иваном и Алексеем Зубовыми. Несколько досок изготовили местные мастер Лука Зобков, Сава Никифоров [44]. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz