Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.
В 1988 году и 1990-м в Ленинграде опубликованы "Акты Соловец-. кого монастыря" периода 1479-1584 годов: уникальные документы по истории народного хозяйства, земельной собственности, способам приобретения за счет владений черносошных крестьян деревень, угодий, промыслов, мельниц и пр. [34]. Собрание соловецких икон. Уникальное и масштабное собрание икон (древнерусской живописи) складывалось на протяжении пяти веков. Для монастыря с таким большим количеством храмов и скитов их требовалось слишком много. По преданию первые иконы привез на острова основатель монастыря преподобный Савватий. Иконы (в том числе и первоклассные) поступали в Соловки из многих русских городов и даже из-за рубежа. В основе собрания - иконы вкладчиков. Так, в 1568 году священоинок Иов передал "Богоматерь Смоленскую", в 1607-1609 годах митрополит Новгородский Исидор - пять икон и Деисус поясной, в 1614 году царь Михаил Федорович Романов - "Вседержителя", в 1715 году царевна Мария Алексеевна - "Успение", Филипп Колечек - "Одигитрию", собственные иконы старинного письма, Деисус на трех досках и икон на сумму шестьдесят пять рублей пятьдесят копеек. В числе вкладчиков московские иконописцы Назарий Истомин и Карп Золотаре [35]. Новгородских и московских иконописцев пригласили в Соловки в середине XVI века, когда на островах строили нове храмы, и привозных икон стало недоставать. Приезжие не только передали соловчанам опыт, но и заложили основы местного письма. Таким образом, творческая манера соловецких мастеров с традиционными чертами русской темперной живописи всегда подчеркивает уважительное отношение к художественному наследию Новгорода и Москвы. Соловецкие мастера писали в своей манере даже в ХѴІІ-ХѴІІІ веках, когда во многих губерниях России иконопись была в упадке [36]. В числе соловецких иконописцев основатель Анзерского скита Елеазар и его постриженик будущий патриарх Никон, олоецкие иконописцы создавали редкие по иконографии сюжеты, такие, как "Плоды страданий Христовых" [37] привозили из других культурных центров страны. Но более всего для паломников, на раздачу и продажу писали "чудотворных образов", то есть образов преподобных Зосимы, Савватия, Германа и др. Впервые преподобно Зосиму изобразил наике в 478 году [38]. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz