Горбунова, С. И. Север и семья Адамсон : документальная повесть / Горбунова Светлана Ивановна. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2020. - 120 с. : ил., портр., цв. ил., факс.

обтягивали кожей, вручную теснили затейливым орнаментом. Самые дорогие книги оковывали серебряными или медными окладами, украшали драгоценными камнями и жемчугом. Для лучшей сохранности снабжали металлическими застежками, чтобы внутрь книг не попадала пыль, в Соловках их придумали хранить корешками вверх. Для защиты переплета на ребрах досок со стороны, противоположной корешку, делали маленькие выступы-ножки (иногда и по углам переплета), чтобы тисненая кожа не истерлась и не поцарапалась при чтении. Книги переписывали в монастыре, видимо, до семидесятых годов XVII века. В связи с дороговизной рукописной книги пожертвование ею было очень существенным и ценным вкладом [15]. Половина всех поступлений библиотеки - это книжные вклады. Так, Иван Четвертый передал в монастырь двенадцать книг, в том числе "Историю иудейской войны" Флавия. Дарили книги священники Сильвестр, Федор Колычев, его преемник Иоасаф, патриарх Никон, келари Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и Александр Булатников ("Житие Зосимы и Савватия" 1623 года и др.). Дмитрий Пожарский в 1613 году передал рукописное евангелие XVI века - редкий памятник отечественной письменности: в серебряном с позолотой окладе с чернью, хрусталем, драгоценными камнями и жемчугом (исчез бесследно, местонахождение неизвестно). Источники пополнения библиотеки расширялись постепенно: сначала дары, вклады, поступления из других монастырей, покупка, переписка. Позже книги передавались в монастырь по завещаниям, изымались у ссыльных (особенно раскольников). Библиотека пополнялась также благодаря подвижничеству самобытных библиофилов. Книги чаще "приходили" в библиотеку, а "расходились" в основном по своим филиалам и колониям (скиты, соляные варницы и др.), после закрытия, которых, "возвращались" в библиотеку. По оставленным на полях "пометам" можно узнать про читателей: "Читал сторож Ивашко Иларионов сын Веревкин", "Сия книга дается на прочтение в братскую болницу", "Обменяна на псалтырь Никифору кузнецу", "Живет в поварне" и др. С возвратом книг, явно, не торопили. Известно, что один книгочей пользовался библиотечной книгой "целых" сорок два года [16]. В XVIII веке из монастырей изымались старинные рукописные книги, но Соловецкий, как ставропигиальный, обошли стороной. Рукописные 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz