Горбунова, С. И. С миру по нитке : сборник загадок, викторин, интересных фактов по биологии, химии / С. И. Горбунова. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 120 с. : табл.
24. На песчаном океане, на сыпучем бархане, вырос кустик, словно ёж, голой ручкой не возьмёшь, зато лакомое блюдо и для сытого верблюда. Почему же без воды куст не знал большой беды (Приспособленность верблюжьей колючки к прорастанию в пустыне за счёт длинного стержневого корня, достающего воду на большой глубине). 25. На воде солёной вырос куст зелёный (выращивание растений на солевых растворах). 26. Отдам отброс - возьму хлеба воз (навоз как удобрение). 27. Дай леночку чёрной кашки - будешь в беленькой рубашке (удобрение льна). 28. И от сухого полива урожай на диво (сухой полив - рыхление почвы). 29. В зелёном тереме стеночки не меряны, комнаты не считаны, печи не испытаны: стены как стекло: всё насквозь светло, а в стенах окошек, сколько в поле мошек. Сами открываются (клеточное строение листа, устьица). 30. Скатерть зелена, на весь мир расстелена (зелёный растительный покров на поверхности земли). 31. Пелена зелена, без предела мир одела (зелёный растительный покров на поверхности земли). 32. Зелёные лоскутики повисли на прутики (распускание листьев на деревьях и кустарниках). 33. От солнца огонь он ловит в ладонь (улавливание листом солнечных лучей). 34. На фабрику - соль да водица, и воздух годится; а с фабрики - жир да мучица, и сахару крупица (Лист - «зелёная фабрика» по словам Тимирязева). 35. Прячет солнышко лучи в колос, в зёрна, калачи; калачами я наелся - летним солнышком согрелся (усваивание листом солнечной энергии, запас этой энергии переходит в хлебные продукты). 36. Двое правят жизнью на земле: красно солнышко, да зелёное зёрнышко (значение хлорофилла и солнечного света для всех живых существ на земле). 37. Маляр - горяч, рубаха - кумач: красит всё в зелёный цвет, а на нём и крапин нет (солнце и его значение для образования хлорофилла в зелёном растении) 38. Зеленеет дольше - урожая больше (чем больше листья находятся на свету, тем активнее в них процесс фотосинтеза, тем больше органических веществ образуется в растении). 39. Кто кормится разом рассолом и газом? (усвоение растением из почвы рассола солей, а из воздуха - углекислого газа). 40. Не то диво, что из зерна мука, а то диво, что из муки - зерно! А мука-то на замочке, да в зелёном закромочке, в нём немного полежит, глядь, и в 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz