Горбунова, С. И. Река Пинега и ее притоки, на которых жили мои предки / С. И. Горбунова. – Мурманск, 2021. – 84 с.: ил.

ного сукна, носят ее главным образом пастухи и возчики, защищаясь от хо­ лода. Воротник галены служит капюшоном". Чуга - снежный человек Чуга йстер персонаж украинской мифологии. Весёлый, жизнерадост­ ный, обросший чёрной или белой шерстью лесной человек с голубыми гла­ зами. Он танцует, поёт, охотится за мавками, которые заманивают молодых лесорубов и пастухов в чащу и губят их. Образ Чугайстра (Чугайстрина, Лесного Человека (Лісового Чоловіка (укр.))) знают только в Украинских Карпатах он неизвестен прочим славянам. В Бойковщине его называют про­ сто Дедом, а в Закарпатье Ночником. Происхождение названия Чугайстер доподлинно не известно. Современные исследователи связывают это слово с чугой, чуганей (верхней одеждой, которую ткут так, что она имеет вид боль­ шой овечьей шкуры с длинной шерстью), с гайстром-журавлём, или даже со сторожевыми казацкими башнями, которые называли чугами и естествен­ ными проточинами в камне чугилом. Про Чугайстра говорят, что он внешне выглядит как мужчина, но высокий, как сосна. Он ходит по лесу в белой одежде или вовсе без одежды, и его не может убить ни человек, ни зверь, потому что таким он на свет уродился. Ему только и нужно, что спрятаться в лесу и поджидать мавок. А когда он их увидит, то сразу же схватит и разорвет надвое и съест. Гуцулы утверждают, что Чугайстер это мужчина, которого заколдовал его сосед. Встетив в лесу живую душу, Чугайстер не причиняет ей зла, а вежливо приглашает потанцевать. Множество черт Чугайстера объ­ единяют его с ветром. Он и сам может появляться в образе ветра, йли вихря. Как ветер, Чугайстер может залезать в дымоход и петь. Танцует он как вихрь, и танец этот губителен для обычного человека, он так быстр, что обувь не вы­ держивает. Напротив, хорошего танцора Чугайстер может и наградить. Во время танца Чугайстер шепеляво припевает: Людже люджем іграють- співають, а ми собі такой так, такой так (укр.) (Записано С. Пушиком). Именно эта шепелявость и заставляет думать, что Чугайстер принадлежит к поту­ сторонним существам. Чрезвычайно древние, не всегда обладающие зубами, они могут не выговаривать, как следует всех звуков. С другой стороны при­ страстность Чугайстера к людям, его качество охранника (уничтожение на- вок) свидетельствует, что он может быть предком, который оберегает лесору­ бов. В жертву Чугайстеру приносят кулеш и бануш, зная про его беззубость. Часто говорят, что Чугайстер на одной ноге. Он, как Баба-Яга, может ото­ рвать свою ногу и рубить ей дрова. В лесу Чугайстера не следует свистеть 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz