Горбунова, С. И. Река Пинега и ее притоки, на которых жили мои предки / С. И. Горбунова. – Мурманск, 2021. – 84 с.: ил.

Ранее из Архангельска до усть-пинежской пристани можно было до­ браться и с помощью теплоходов на подводных крыльях "Ракета", курси­ рующих по Двине от Архангельска до Котласа и принадлежащих Северному речному пароходству. Такой возможностью, будучи уже взрослой я несколько раз пользовалась. Однако в 1992 году данный маршрут был свернут, и в насто­ ящее время "Ракеты" по Двине уже не ходят. Теперь до Усть-Пинеги можно добраться поездом № 668 "Архангельск - Карпогоры". Время отправления из Архангельска в 16:30 (вт, чт, пн, вс). Время следования в пути 2 часа 42 минуты, стоянка на станции Паленьга - 2 минуты. Расстояние от станции до Усть-Пинеги составляет 25 километров. В настоящее время можно из Архангельска на поезде из Архангельска доехать до станции Луковецкий, отсюда - до поселения Леуново на речном транспорте или на машине. В Усть-Пинеге создавалась запань, где складировались плоты из сруб­ ленного леса, который шёл на переработку на лесозаводы. С 30 мая 1931 года до 1993 года (по другим сведениям до 1994) основой экономики посёлка была запань на реке Пинеге, находящаяся в посёлке Печки. С началом работы Усть- Пинежской запани связано появление поблизости посёлков Печки, Рожево и Варда. В свои лучшие годы запань перерабатывала до полутора миллио­ нов кубометров древесины в год. "Три недели река работала на навигацию и примерно полтора месяца на молевой сплав. А с середины июня Пинега начинает мелеть, и капризный, извилистый фарватер постепенно обрастает песчаными косами. Река распа­ хивается плесами и течет с усталой покорностью человека, у которого все в прошлом. В равнодушной медлительной неге проплывают мимо берега, и кажется, что они не имеют к Пинеге никакого отношения, словно существуют в другом времени, сами по себе. В летнюю пору водители мелкосидящих судов жалуются на то, как опасно доверяться текучим, переменчивым пескам, затягивающим русло реки, как трудно подводить катер к берегам с "жид­ ким" дном и что хуже всего, раскидистые перекаты-плывуны с постоянно ми­ грирующими грунтами". Но в то время, когда ещё не было моста и железной дороги, наше "путе­ шествие" продолжалось из Усть-Пинеги. Из Рожево ехали на машине с бор­ тами, которые были обтянуты брезентом по очень плохой дороге. Машину трясло, но никто не задумывался, что она может перевернуться. Приезжали в Верхнюю Паленьгу. Отсюда на пароходе "Курьер" ехали уже по самой 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz