Горбунова, С. И. Река Пинега и ее притоки, на которых жили мои предки / С. И. Горбунова. – Мурманск, 2021. – 84 с.: ил.

Этот путь можно отследить по карте сайта, представленной выше. Из по­ сёлка Первомайский (теперь это город Новодвинск) нужно было приехать на набережную улицы Поморская города Архангельск с левого берега Се­ верной Двины (моста через реку ещё не было, он будет построен позже). На набережной было деревянное здание, где покупались билеты на речной транспорт. Современный красивый речной вокзал напротив здания Архан­ гельского лесотехнического института будет построен позже. На набережной, на Поморской улице было множество скамеек, на ко­ торых люди, уезжающие в деревни на реке Северная Двина и её притоках, ожидали своего отъезда на большом колёсном пароходе. Это были пароходы: трёхпалубные - "Н. Гоголь", "А. Пушкин", двухпалубные - "И. Каляев", "И. Желябов, "С. Разин". Мне запомнилось продаваемое здесь очень вкусное мороженое, кото­ рое нам очень нравилось. Это - пломбир в вафельных стаканчиках и шоко­ ладное. Люди отправлялись в "путешествие" по реке Северная Двина, вы­ ходя на своих остановках. Кто-то жил в деревне, и пароход использовался для решения хозяйственных дел в Архангельске. Кто-то ехал в деревню на лето отдыхать. Люди везли с собой большое количество груза. Это - запасы муки, чтобы печь потом в русской печи пи­ роги, шаньги, плюшки, кулебяки. Везли сахарный песок, карамель, сушку (баранки), чай, чтобы можно было потом пить чай из самовара. Северяне не могли обойтись без трески. Эта рыба была в большом почёте у северных людей. Не во всех деревнях были магазины, чтобы можно было купить не­ обходимое каждый день. Так было и в деревне Чуга, в которую мы ехали. В магазин нужно было переезжать на лодке через реку. В магазины дере­ вень грузы завозились в период навигации, когда река была полноводной, не было запани. По реке могли пройти большие колёсные пароходы. Но этот период длился непродолжительное время. Теперь же мы ехали в другой период, когда река уже стала мелковод­ ной, и на ней стояла запань. Нам необходимо было из Архангельска про­ ехать часть пути по реке Северная Двина, чтобы выйти на первой остановке большого парохода по пути его следования на большом маршруте по де­ ревням в Усть-Пинеге, и продолжить его уже по другой реке - Пинеге. Усть-Пинега - поселение, которое возникло на месте, где река Пинега впадает в Северную Двину. На берегу реки стояло двухэтажное деревянное здание дебаркадера (элемент транспортной или складской инфраструктуры, 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz