Горбунова, С. И. Озера вокруг нас : научная книга / С. И. Горбунова. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2017. - 112 с. : ил., карты, граф., табл.
НАСВОЕМПУТИ ВОДАСНОСИЛАВСЕ В МУРМАНСКЕ ■ЦП! Д л ег НАЙДЕНОВ: Предыдущиедші десятилетия спеииа- Sлисты ■Водоканала-' всемисилами боро- зись за повышение уровня води и f Большом ПитьевомОзере.Смысл и*усв- 5"' див - в домох жителей северной части :» Мурманска ііе должна иссякнуть воде. В г .»гом же году природа, видимо, решила ореіюднестимурмаігіанаисіарнри і- no li'; дарила обильные зимние сиетилды, ~’і ставшиепритаяние причинойнобыаа.чо - го иаподкя. ровного которому в наших краях уже дет пятьдесят не Сило. И хотя «»*ювнтьсях паводку в городе начали за- s'1 пхм, обойтисьбез чрезвычайных проис- : шествий все-тихи не удалось. I " R конце мииушиеД недели, в ночь с ft пятницыидсубботу,из-здбольшогонри- :х тхла талых вод Большое Питьевое озеро • оназалась переоаяневным. Имеющиеся '■ инженерныесооружении не смоглиcupa- 'л ввтиг* стакой массой води.Она перели- ' ласьосрездпмбу,чостичиоімізрушиласе If. к, преодолев близлежащую автодорогу. хлынула па территории многочисленных U ьр^длриятий Сеосрной промзоны. p ‘r Clовике стихни пьстродали молоком- {; Ьпѵ экспериментальный копссрьиый и і- иод АО "Фламинго", гаюнаініл- fe нигсльна* станих», мясокомбинат, тор- >'■ тавыебазы, завоз “Севморпутъ”. Разру- І&ЯКзкымыоказалисьоколотрмдцатв мет ров автодороги, ушли под воду рельсы железной дороги па участкепромзоны. Полностью затоплена территория предприятия “ТЭКОС*. Более того, ед ка емкость с Мазутом, которого в Мур манске и так катастрофически не хватает, оказалась іюдорпаниой. В ре зультате жители Ленинского округа ос тались без тепла и горячей воды. Уже через несколько часов после ава рии силами работников многих путин скихпредприятий,ках грвжддіісккх,так и военных, начались восстановительные работы. Прежде всего взялись за дамбу: заделали промокни и принялись ларо- шинать ее высоту. Правда, поначалу от сыпали ото водозаградитсльное сооружение “не № техшхтогии-, а теми материалами, что оказались под рукпй. Крупныевалуны,стильнеобходимыедля укрепления дамбы, начали завозить тольков понеделыіик. Тем временемуровеньводыв Большой Питьевом продолжалувеличиваться. Ав понедельник в кабинсіе мэра Мурман ска Олега Найденова синоптики гндію- мстслужбы дали весьма неутеши тельный орошоз: несмотря па общий сшд уровня воды в реках области, до конца ішнетней недели но озерах “уве личение водности* будет продолжаться. А значит, и угроза еще одного затопле ния Северной промзоны сохраняется. И тут уж дамба. Два с ставшая выше миз рядноподремонтированная, может вновь неустоятьнадуда;*»» стихии. Поэтому, чтобы уменьшит» ущерб от этой новой и вполне реальной аварии, городскаяадминистрация аринилареше ние: не прекращая восстановительные роботы на дамбе, начать подготовку к критической ситуі.ции, копи придется прибегнуть к санкционированному сбро суводыизозера.Конечно,втаком случае многие предприятия Северной промзоны опять окажутся затопленными, но што удастся хоти бы уменьшить убытки от произвола стихии. Хотя, положа р)ку на сердце, нельзя все беды списыве ч> исключительно на стихию. Члены комиссии поустранению чрезвычайной ситуации, побывиишие на месте аварии, сделали вывод: на протя жении многих лет каждый “хозяин* предприятия liaСВ'«й территории какхо тел обращался ср-кой Ростой,вытекаю щей из Боды юго Питьевого и естссгвемным обр .эомотводящей его по ды в Кольский залив. Кто ее в трубы загонял, кто - в хогки, а кто оставлял се течь на воле. И все это - без хаких бы то ни было расчетов, “на глазок-. Крометого,оказалось,чтовсвое ярем* помимо дамбы на озере предполагалось еще и строительство постояннодейству ющего регулирующегоколлектора, иона пейрешили сэкономить. У каждого из этих решений есть свой автор, тем не мснес на "аварийных* со вещаниях в администрации вопрос “Кто виноват?" не былглавным.Преждевсего решалось, “что делать”, чтобы не допу ститьостановкитаких жизненноважных для города предприятий, как мясокомби нат и молокозавод и другие К примеру,чтобы неоставитьгородбез хлеба, глава городской администрации ОлегНайденов попросил келезнодорож • инков, используя всс Свое мастерство, провести иозатопленнымпромзоновским путямхотябынесколькоизпятицистерн с мазутом, застрявших на станции Ком сомольск. Стараясь как можно быстрее разря дить ситуацию, в первыедни после ава рии никто не занимался детальным подсчетом понесенных городом убытков. Не до того было. Нопо прикидкам ясно, что счет идет на многие миллиарды руб лей. По идее возмещаться они должны через федеральное Министерство по чрезвычайным-ситуациям. Марина КУМУНЖИИА. хогппаводканебыловМур ле больше пятидесяти лет. 'Старожилыпомнят,как военной .весной сорокчетвертогогодавз- мядождейзатопилоныиет- пій район Северной промзоны. Ситуация повторилась, f С силами небесными не по споришь. С ними приходится Мрмько бороться вссхи доступ а м .. средствам»!. Но^егпит ли где приходилось объезжать ог ромные лужи и бетонные огра ничители - было видно, чтоеще дамбы. Правда, непрерывного потока самосвалов мынеувиде ли - так, всегодае-три машины и уазик аварийно-спасательной службы. С утра здесь были за действованы водители КамАЗом с "Водоканала". Толи ■шутку, толи всерьез, поихводителипоначалуприня ли редакционную машину за “полевую кухню", посетовав, чтобез горячегонбедппадает их “коэффициент ікмсзмпгп дей- Мы озеро Большое увидели и узнали в 1986 году, когда получили квартиру во вновь выстроенном районе Скальный, и с тех пор дружим с ним и озёрами, находящимися рядом с ним. Невозможно не обратить внимание на два озера, что находятся ниже дороги по улице Маклакова, когда проезжаешь по улице Капитана Маклакова, которая постепенно поднимается выше. Это - Большое Питьевое и Малое Питьевое или просто 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz