Горбунова, С. И. Озера вокруг нас : научная книга / С. И. Горбунова. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2017. - 112 с. : ил., карты, граф., табл.

НАСВОЕМПУТИ ВОДАСНОСИЛАВСЕ В МУРМАНСКЕ ■ЦП! Д л ег НАЙДЕНОВ: Предыдущиедші десятилетия спеииа- Sлисты ■Водоканала-' всемисилами боро- зись за повышение уровня води и f Большом ПитьевомОзере.Смысл и*усв- 5"' див - в домох жителей северной части :» Мурманска ііе должна иссякнуть воде. В г .»гом же году природа, видимо, решила ореіюднестимурмаігіанаисіарнри і- no­ li'; дарила обильные зимние сиетилды, ~’і ставшиепритаяние причинойнобыаа.чо - го иаподкя. ровного которому в наших краях уже дет пятьдесят не Сило. И хотя «»*ювнтьсях паводку в городе начали за- s'1 пхм, обойтисьбез чрезвычайных проис- : шествий все-тихи не удалось. I " R конце мииушиеД недели, в ночь с ft пятницыидсубботу,из-здбольшогонри- :х тхла талых вод Большое Питьевое озеро • оназалась переоаяневным. Имеющиеся '■ инженерныесооружении не смоглиcupa- 'л ввтиг* стакой массой води.Она перели- ' ласьосрездпмбу,чостичиоімізрушиласе If. к, преодолев близлежащую автодорогу. хлынула па территории многочисленных U ьр^длриятий Сеосрной промзоны. p ‘r Clовике стихни пьстродали молоком- {; Ьпѵ экспериментальный копссрьиый и і- иод АО "Фламинго", гаюнаініл- fe нигсльна* станих», мясокомбинат, тор- >'■ тавыебазы, завоз “Севморпутъ”. Разру- І&ЯКзкымыоказалисьоколотрмдцатв мет­ ров автодороги, ушли под воду рельсы железной дороги па участкепромзоны. Полностью затоплена территория предприятия “ТЭКОС*. Более того, ед­ ка емкость с Мазутом, которого в Мур­ манске и так катастрофически не хватает, оказалась іюдорпаниой. В ре­ зультате жители Ленинского округа ос­ тались без тепла и горячей воды. Уже через несколько часов после ава­ рии силами работников многих путин­ скихпредприятий,ках грвжддіісккх,так и военных, начались восстановительные работы. Прежде всего взялись за дамбу: заделали промокни и принялись ларо- шинать ее высоту. Правда, поначалу от­ сыпали ото водозаградитсльное сооружение “не № техшхтогии-, а теми материалами, что оказались под рукпй. Крупныевалуны,стильнеобходимыедля укрепления дамбы, начали завозить тольков понеделыіик. Тем временемуровеньводыв Большой Питьевом продолжалувеличиваться. Ав понедельник в кабинсіе мэра Мурман­ ска Олега Найденова синоптики гндію- мстслужбы дали весьма неутеши­ тельный орошоз: несмотря па общий сшд уровня воды в реках области, до конца ішнетней недели но озерах “уве­ личение водности* будет продолжаться. А значит, и угроза еще одного затопле­ ния Северной промзоны сохраняется. И тут уж дамба. Два с ставшая выше миз­ рядноподремонтированная, может вновь неустоятьнадуда;*»» стихии. Поэтому, чтобы уменьшит» ущерб от этой новой и вполне реальной аварии, городскаяадминистрация аринилареше­ ние: не прекращая восстановительные роботы на дамбе, начать подготовку к критической ситуі.ции, копи придется прибегнуть к санкционированному сбро­ суводыизозера.Конечно,втаком случае многие предприятия Северной промзоны опять окажутся затопленными, но што удастся хоти бы уменьшить убытки от произвола стихии. Хотя, положа р)ку на сердце, нельзя все беды списыве ч> исключительно на стихию. Члены комиссии поустранению чрезвычайной ситуации, побывиишие на месте аварии, сделали вывод: на протя­ жении многих лет каждый “хозяин* предприятия liaСВ'«й территории какхо­ тел обращался ср-кой Ростой,вытекаю­ щей из Боды юго Питьевого и естссгвемным обр .эомотводящей его по­ ды в Кольский залив. Кто ее в трубы загонял, кто - в хогки, а кто оставлял се течь на воле. И все это - без хаких бы то ни было расчетов, “на глазок-. Крометого,оказалось,чтовсвое ярем* помимо дамбы на озере предполагалось еще и строительство постояннодейству­ ющего регулирующегоколлектора, иона пейрешили сэкономить. У каждого из этих решений есть свой автор, тем не мснес на "аварийных* со­ вещаниях в администрации вопрос “Кто виноват?" не былглавным.Преждевсего решалось, “что делать”, чтобы не допу­ ститьостановкитаких жизненноважных для города предприятий, как мясокомби­ нат и молокозавод и другие К примеру,чтобы неоставитьгородбез хлеба, глава городской администрации ОлегНайденов попросил келезнодорож • инков, используя всс Свое мастерство, провести иозатопленнымпромзоновским путямхотябынесколькоизпятицистерн с мазутом, застрявших на станции Ком­ сомольск. Стараясь как можно быстрее разря­ дить ситуацию, в первыедни после ава­ рии никто не занимался детальным подсчетом понесенных городом убытков. Не до того было. Нопо прикидкам ясно, что счет идет на многие миллиарды руб­ лей. По идее возмещаться они должны через федеральное Министерство по чрезвычайным-ситуациям. Марина КУМУНЖИИА. хогппаводканебыловМур­ ле больше пятидесяти лет. 'Старожилыпомнят,как военной .весной сорокчетвертогогодавз- мядождейзатопилоныиет- пій район Северной промзоны. Ситуация повторилась, f С силами небесными не по­ споришь. С ними приходится Мрмько бороться вссхи доступ­ а м .. средствам»!. Но^егпит ли где приходилось объезжать ог­ ромные лужи и бетонные огра­ ничители - было видно, чтоеще дамбы. Правда, непрерывного потока самосвалов мынеувиде­ ли - так, всегодае-три машины и уазик аварийно-спасательной службы. С утра здесь были за­ действованы водители КамАЗом с "Водоканала". Толи ■шутку, толи всерьез, поихводителипоначалуприня­ ли редакционную машину за “полевую кухню", посетовав, чтобез горячегонбедппадает их “коэффициент ікмсзмпгп дей- Мы озеро Большое увидели и узнали в 1986 году, когда получили квартиру во вновь выстроенном районе Скальный, и с тех пор дружим с ним и озёрами, находящимися рядом с ним. Невозможно не обратить внимание на два озера, что находятся ниже дороги по улице Маклакова, когда проезжаешь по улице Капитана Маклакова, которая постепенно поднимается выше. Это - Большое Питьевое и Малое Питьевое или просто 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz