Горбунова, С. И. Новые страницы в истории Великой Отечественной войны / С. И. Горбунова. – Мурманск : Радиотрон, 2023. – 92 с.

Мурманский траловый флот в Отечественной войне 1941 - 1945 годов «Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. является самой трагической и кровопролитной в истории. Она охватила своим огнем многие народы и континенты. И мир своим спасением и послевоенным существованием во многом обязан нашей Родине, ее армии, авиации, флоту и, конечно, тем, кто руководил страной, армией, экономикой, гражданам всех возрастов и обоих полов, тем, кто в любых погодных условиях не считался со временем, обеспечивая наши Вооруженные силы всем необходимым. К сожалению, при праздновании Дня Победы в Заполярье явно недостаточно говорится о вкладе в достижение Победы на Северном морском театре военных действий моряков Мурманского тралового флота, судоремонтников, работников порта и рыбокомбината. Мурманский траловый флот, созданный в 1920 г., к моменту начала войны пополнился многими рыболовными траулерами, современными по тем временам. Он имел опытные высокопрофессиональные кадры плавсостава и являлся кузницей кадров для рыбной промышленности всей страны. Начало войны застало корабли флота на промысле и переходе. В 12.00 22 июня 1941 г. моряки узнали о начале войны, и тут же капитаны судов получили приказ немедленно возвращаться в порт. Почти 50 единиц судов МТФ (а точнее, 47), получив приказ, соблюдая все меры предосторожности, благополучно прибыли в порты Мурманска и Архангельска, а опасность была очень велика. Германия готовилась к войне, и нападение с ее стороны было внезапным. В море находились немецкие подводные лодки, самолеты взлетали с аэродромов Северной Норвегии и патрулировали водное пространство на значительном удалении от берега. За первые 15 суток войны из 35 судов 30 были переданы в состав Северного военно-морского флота и в дальнейшем несли службу в качестве тральщиков и сторожевых кораблей. Впоследствии количество судов, передаваемых на Северный флот, увеличивалось за счет технически подготовленных траулеров. Прошли первые месяцы войны, стало ясно, что она затягивается и надо быть готовыми к новым испытаниям. В этот период принимается решение возобновить лов рыбы, нужной армии и тылу. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Форощуку и И. Е. Кононову поручили начать промысел. Дело было нелегким и опасным. Во-первых, все исправные суда были в составе Северного флота. Оставшиеся 17 «невоеннообязанных» траулеров требовали ремонта. Во-вторых, почти все кадровые рыбаки ушли на фронт. Нужно было учить делу подростков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот, как только этого потребовала военная жизнь. В-третьих, надо было менять всю методику тралового лова: ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте и тумане, работать по 16 часов в сутки, и тралить, и шкерить, и дежурить у пулеметов. Работа с тралом, его спуск и подъем, само траление в условиях темноты, без какой-либо даже искорки света, делали корабль легкой добычей для подводных лодок противника, его авиации. Огромную опасность представляли плавающие мины, которые попадали даже в трал и требовали максимальной бдительности и осторожности. Сама работа с тралом даже в нормальных, мирных условиях опасна для экипажа, вернее, травмоопасна, а что говорить о работе в условиях войны. В-четвертых, приходилось ловить рыбу в районах с неизученными грунтами и течениями, в незнакомых местах. И, наконец, нужно было ловить рыбу без советов наставников, без радиосвязи (иначе запеленгуют и потопят), без поисковых судов, не имея возможности определить место судна, т. к. не работали маяки. Повсюду 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz