Горбунова, С. И. Моря, реки, ручьи рядом с нами : научная книга / С. И. Горбунова. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. -120 с. : ил., факс., табл., карты.
В годы Великой Отечественной войны три турбины с Нижне- Туломской ГЭС вывезли в глубинные районы страны, а одна работала на энергоснабжение Мурманска и Северного флота. Со временем мощностей Нижне-Туломской ГЭС стало недостаточно, и было решено возвести в верховьях Туломы самую мощную по тем временам ГЭС. Был заключён контракт с финским акционерным обществом «Иматра-Войма». Это была не первая совместная советско-финская стройка. Ещё в 1947 году правительство СССР, стремясь к дальнейшему укреплению добрососедских отношений, заключив с Финляндией договор о строительстве на пограничной реке Паз ГЭС Янискоски. В 1952 году с помощью финских специалистов построена ГЭС в Раякоски, в 1957 году - в Кайтакоски. С советской стороны заказчиком выступала строительная организация «Туломгэстрой». И летом 1961 года с двух сторон - из Колы и из финской Лапландии - через перелески и болота, огибая большие озёра и пересекая порожистые речки, потянулись к Нотозеру ленты дороги, чтобы соединиться у водопада Падун. На стройку прибыло около 2 тысяч финских специалистов. Финские заводы поставляли на Кольскую землю трубы, некоторые сорта стали, кабель, изоляционные материалы, морозоустойчивые и антикоррозийные краски. Наша страна поставляла для стройки металл, цемент, кирпич, а также мощные экскаваторы, бульдозеры. Объём работ предстояло выполнить огромный — переместить более 3 миллионов кубометров грунта, насыпать земляную плотину высотой в пятнадцатиэтажный дом (46,5 м). Машинный вал длиной в 90 метров и шириной около 20 метров разместили в скале, на глубине пятидесяти метров. Под машинным залом ещё углублялось место для турбин почти на сорок метров. К машинному залу пробивался в той же скале транспортный 320-метровый туннель. На стройку направлялись лучшие сварщики, монтажники, шофёры, трактористы, бульдозеристы района и области. Десятки городов страны участвовали в заполярной стройке. Два мощных крана грузоподъёмностью 100 тонн каждый прислал завод «Сибиртяжмаш». Поворотно-лопастные турбины изготовил ленинградский металлический завод имени XXII съезда КПСС, а генератор сделали на «Электросиле». Работа на всех основных участках шла с опережением графиков. Туннель и грот в Смоляной вараке готовы были принять оборудование в 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz