Гонтарь, О. Б. Системные адаптации и старение дендроинтродуцентов на Кольском Севере / В. К. Жиров, О. Б. Гонтарь ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Мурм. гос. техн. ун-т». - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2011. – 188 с. : ил., табл.

6 телями принадлежности к определенным климато- или фенологическим группам; • выявить основные ФРП, наиболее информативные в отношении ус­ тойчивости во время последующей перезимовки и второстепенные, сопря­ женные с ними; • определить форму зависимости зимостойкости от величин ФРП предше­ ствующего вегетационного периода; • исследовать долгосрочные возрастные изменения ФРП; • на основе полученных данных уточнить существующую систему аг­ ротехнических приемов повышения устойчивости дендроинтродуцентов в целях оптимизации их продуктивности и увеличения продолжительности жизни в местных условиях. Авторы выражают искреннюю признательность А. В. Кузьмину и Л. А. Казакову за ценные консультации и замечания, высказанные ими на всех этапах данного исследования. Кроме того, авторы благодарны со­ труднику ГИ КНЦ РАН Е. В. Мартынову за предоставление компьютерных программ для обработки базы данных эмпирических наблюдений, сотруд­ никам лаборатории интродукции растений Т.Н. Берланд, Л.М. Лицкевич, И. М. Щербаковой, Л. А. Кузьменок, Л. И. Ложевской и К. Н. Ивановой за не­ оценимую помощь в содержании питомников дендроинтродуцентов и про­ ведении полевых наблюдений. ГЛАВА 1. ИНТРОДУКЦИЯ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИИ РАСТЕНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 1.1. Интродукция, устойчивость и адаптации Под интродукцией растений большинство авторов понимает целеуст­ ремленную деятельность человека по введению в культуру новых видов, сортов и форм или перенос их из природы в культуру (Аврорин, 1973; Ла­ пин, 1972; Некрасов, 1980; Цицин, 1970, 1971). В связи с этим главными задачами интродукции являются: 1. Предварительное изучение и выбор исходного материала. 2. Его мобилизация. 3. Изучение реакций растений на действие факторов новой среды оби­ тания. 4. Подведение итогов интродукции (Лапин, Рябова, 1982; Некрасов, 1980).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz