Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 3: 1929-1964 годы § 3: Работа в мирных условиях Восстановление Мурманска началось еще в военные годы. 10 сентября 1944 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях на восстановление городского хозяйства Мурманска» и выделил для этого 5 млн. рублей. Темпы восстановительных работ возросли после разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Правительственным постановлением Мурманск был включен в число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению. При этом внимание строителей было сосредоточено на восстановление промышленных предприятий, школ и жилого фонда Мурманска [90]. Жилой фонд таможни состоял из одного одноэтажного дома № 61 на улице Полярных Зорь, в котором было всего шесть комнат. Часть семей таможенников проживала в домах № 32 и № 32а на улице Карла Маркса, принадлежавших конторе МВТ «Союзпромэкспорт». Там же находилось управление таможни. Многие жили в частных квартирах, оплачивая за комнату 200- 250 рублей в месяц. Прикомандированные сотрудники из других таможен проживали в гостиницах «Арктика» и «Интурист». Для работы в портах Белого моря и Мурманского берега таможня имела дом в Беломорске (Карелия) и дом в Печенге, доставшийся в наследство от Печенгской (Петсамской) таможни [91]. С июля 1945 г. работникам таможенных учреждений, как и всем рабочим и служащим СССР, восстановлено право на очередные и дополнительные отпуска, отмененные на период военного времени в 1942 г. Теперь, кроме очередного отпуска в 12 рабочих дней работникам с ненормиро ванным рабочим днем предоставлялся дополнительный отпуск от 6 до 12 дней. С 1 августа 1945 г. восстановлены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера. Дополнительный отпуск для работников с нормированным рабочим днем стал 18 дней, с ненормиро ванным - 30 дней. Эти льготы распространялись на лиц, заключивших договоры о работе на Крайнем Севере на срок не менее трех лет. С 1 декабря 1945 г. было отменено удержание военного налога из заработной платы рабочих и служащих. В связи с этим, население Мурманска стало возрастать за счет притока людей из других регионов страны, желающих повысить свой заработок. Кроме того, многими предприятиями Мурманска для пополнения своих штатов активно проводилась вербовка кадров в сельской местности. Для привлечения на Север специалистов использовалась, прежде всего, материальная заинтересо ванность. К примеру, каждый завербованный в торговый порт, при заключении договора на три года, получал 300 рублей подъемных плюс 25 % своей тарифной ставки на каждого члена семьи и, кроме того, 10 метров мануфактуры, один комплект рабочего обмундирования бесплатно и один комплект форменной одежды. Тем не менее, довоенный уровень численности населения Мурманской области (318 тыс. чел.) был достигнут только в 1951 году [92]. В октябре 1945 г. на базе Рижской таможни были организованы курсы подготовки и пере подготовки работников таможенных учреждений, впоследствии преобразованные в ежегодные Всесоюзные курсы повышения квалификации таможенных кадров (в 80-х гг. на их базе создан Институт повышения квалификации, а в 90-х гг. - Российская таможенная академия). Обучение в Риге составляло 6 месяцев (в последующем - четыре и два месяца). Во время нахождения на учебе за слушателями сохранялась зарплата по основному месту службы в таможне. Кроме того, им оплачивалась стоимость проезда по железной дороге, и ежемесячно выплачивались суточные в сумме 200 рублей. Мурманские таможенники стали направляться на курсы в Ригу с 1946 года. В январе 1946 г. через Мурманский порт пошли важные импортные грузы для строительства газопровода Саратов-Москва. Обработка этих грузов в срок и вне очереди контролировалась МВТ. Руководством ГТУ в Мурманск была направлена группа из 15 служащих Ленинградской таможни. В нее входили: В.В. Сажин, С.А. Алексеев, С.А. Дмитриев, М.В. Мотин, Ф.И. Игнатьев, А.К. Моисеев, А.А. Голдусев, В.В. Арзамасцев, М.В. Треблов, Г.С. Архипов, Н.А. Семенов, Л.И. Берин, К.А. Звидрин, И.М. Морковкин, Ф.К. Петров. Ленинградские таможенники вместе с мурманскими коллегами принимали участие в обработке внешнеторговых грузов в Мурманском порту до конца марта 1946 г. [93]. 21 марта 1946 г. НКВТ переименован в МВТ. В его структуру входит ГТУ, который состоит из отделов: кадров, почтово-пассажирский, транзитно-грузовой, борьбы с контрабандой, таможенной статистики, таможенной информации, тарифов и кодификации, финансовый, снабжения. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz