Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. возглавил Отпоровскую таможню на китайской границе, а инспектор А.С. Шибаев стал руководить Соловьевской таможней на границе с Монголией. В.П. Шальнов, работавший в Мурманске в 1942- 1945 гг., назначен начальником Московской таможни. Старший инспектор Ленинградской таможни Г.П. Паньков, возглавлявший таможню в 1942-1945 гг., направлен начальником Виндавской таможни в Латвию. В.Г. Черепович, руководивший таможней в 1937-1942 гг., назначен начальником Кенигсбергской (Калининградской) таможни. Р.В. Соколинский, являвшийся начальником таможни в 1942-1943 гг., возглавил Владивостокскую, а затем Ленинградскую таможню. Прибывший в Мурманск из Архангельска в 1942 г. инспектор И.П. Железный стал начальником Унгенской таможни в Молдавии. Проходивший с 1942 г. службу в Мурманской таможне инспектор Д.И. Тележкин в 1947 г. возглавил Чопскую таможню и т.д. [86]. Таким образом, несмотря на тяжелые условия 1941-1945 гг., Мурманская таможня сумела достойно выстоять в годы войны, эффективно развить таможенную инфраструктуру и подготовить высокопрофессиональные кадры, что помогло укрепить таможенную систему страны в целом и способствовать к выполнению государственных задач в послевоенный период. § 3. Работа в мирных условиях После Великой Отечественной войны работа Мурманской таможни была подчинена главной задаче - восстановлению народного хозяйства государства. Как никогда остро вставал вопрос о сохранности внешнеторговых грузов и их скорейшему продвижению потребителю, о строгом учете и контроле хранения товаров в порту, о тщательной проверке законности ввоза импортных грузов и использовании их в соответствии с государственными планами. Несмотря на то, что в Мурманской области в период с 1 февраля 1945 г. по 13 сентября 1946 г. действовала еще одна таможня - Печенгская (с 1 августа 1946 г. - Петсамская), основная нагрузка по пропуску через границу экспортно-импортных грузов легла на плечи мурманских таможенников [87]. С окончанием войны открылись возможности для возрождения таможенной системы страны. Первые мирные годы характеризовались сложностью обстановки на границе и неустроенностью таможенных учреждений. Таможенная служба переживала трудности с кадрами и их обеспечением. Огромную роль в развитии советской таможенной системы в послевоенные годы сыграли фронто вики, пришедшие на работу в таможенные органы непосредственно из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Не стала исключением и Мурманская таможня. Две трети ее личного состава в первые послевоенные годы составляли фронтовики. Это Н.А. Максаков, П.В. Папушев, Ю.Л. Астафьев, Б.Л. Астафьев, А.Н. Пшеницын, А.А. Телов, Н.И. Криницын, Н.И. Станиславский, П.А. Яворский, A.А. Репин, Б.С. Лукша, Н.Е. Губинский, П.А. Яворский, Л.К. Тетерин, Н.А. Волков, П.Г. Хоняк, М.П. Блинов, В.И. Колосов, А.Г. Мягченков, В.М. Пантелеев, Л.И. Пичугин, И.С. Ульянов, Б.М. Хазанов и др. [88]. Кроме того, в таможню вернулись с фронта А.В. Папушев, И.М. Лабутин, Д.И. Хомяков, B.А. Шпак, И.М. Ващенко, ушедшие на войну в 1941 г. [89]. Несмотря на жилищно-бытовую неустроенность в полуразрушенном Мурманске, они сразу же подключились к работе в порту. Сейчас трудно представить, каким был Мурманский порт после войны. По свидетельству очевидцев, порт состоял из разрушенных и поврежденных причалов со следами многочисленных, наспех заделанных воронок от бомб. От складов, в большинстве своем, остались только стены на каменной кладке. На многих действующих причалах отсутствовал водопровод, полностью не работала канализация. Подземные линии электроснабжения представляли собой разрозненные куски, не обеспечивавшие даже минимальные нужды порта. Не лучшим образом выглядел и Мурманск. В городе полностью или частично было разрушено более половины жилищного фонда, не осталось ни одного неповрежденного производственного здания. Кроме порта, значительно пострадали судоремонтные заводы и рыбокомбинат. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz