Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 3: 1929-1964 годы § 2: В годы войны Во время войны объектами таможенных правонарушений являлись дешевые предметы шир­ потреба и продовольственные товары. Начиная с 1944 г. в качестве предметов контрабанды стали ввозиться фотоаппараты, радиоприемники, дамские манто из каракульчи, сапоги и ботинки из кожи, лайковые перчатки, табак и кондитерские изделия. Во многих случаях сигареты и шоколад, продаваемые в Мурманске в конце войны, имели контрабандное происхождение. Ввоз таких товаров нелегально осуществляли, как правило, иностранные моряки союзных конвоев. По данным отчета таможни за 1944 г. видно, что были замечены в нарушении таможенных правил члены экипажей 37 иностранных судов, таких как «Сен-Серито», «Барбара Фра», «Форт Вергери», «Лаплан», «Эмпайр Бард», «Лео Дастер», «Эмпайр Эльгард» и др. Одних только товаров было конфисковано на сумму 55 565 руб., а валюты - на 12 666 рублей [81]. При реализации таможней конфискованных товаров цены определялись по курсу рыночных. К примеру, фотоаппарат «Кодак» стоил 1500 руб., что составляло среднюю месячную зарплату служащего. Радиоприемник оценивался в 2000 руб., манто женское из каракульчи в 23 000 руб., сапоги мужские кожаные в 250 руб., носки мужские шерстяные в 20 рублей. Сигареты реализовы­ вались по 50 копеек за 1 штуку, а пачка за 10 рублей. Шоколад в 50-граммовых плитках и шпроты рыбные в банках стоили по 5 рублей. В 1945 г. самыми распространенными предметами контрабанды были американская жевательная резинка, мука, мыло и сигареты [82]. Доходы таможни от реализации конфискованных товаров в 1941-1945 гг. составили: за 1941 г. - данных нет; 1942 г. - 82 970 руб.; 1943 г. - 11 651 руб.; 1944 г. - 55 565 руб.; 1945 г. - 35 648 рублей. Всего таможней за годы войны перечислено в госбюджет 1 386 437 рублей, из них: 1941 г. - данных нет; 1942 г. - 388 793 руб.; 1943 г. - 30 026 руб.; 1944 г. - 417 501 руб.; 1945 г. - 550 117 рублей. Помимо таможенной пошлины, доходы получены от конфискованных и реализованных товаров, в том числе валюты, валютных ценностей и т.п. [83]. В годы войны Мурманск наряду с Архангельском и Молотовском стал северным пунктом связи нашей страны с союзниками по антигитлеровской коалиции. Несмотря на близость фронта и ожесточенные бомбежки, незамерзающий Мурманский порт осуществил четыре сложных зимних навигаций. За время войны Северным маршрутом прошло 29 % из всего состава судов, прибывших в Советский Союз. На них было перевезено около 24 % грузов из общего количества внешних поставок союзников (4 млн. тонн из 16,5 млн. тонн) [84]. Из них более двух миллионов тонн внешнеторговых грузов было доставлено в Мурманск [85]. Одним из важнейших факторов скорейшего продвижения внешнеторговых поставок внутрь страны через Мурманский порт являлась работа таможни. За предельно короткий срок деятельность Мурманской таможни была перестроена для труда в условиях военного времени. Несмотря на то, что большая часть мурманских таможенников ушла на фронт, коллектив таможни во взаимодействии с сотрудниками других таможен, обеспечил бесперебойную работу по обработке в порту ленд- лизовских и других экспортно-импортных грузов. Мурманская таможня работала в течение всей войны практически на передовых позициях, ибо понятие тыла и фронта в условиях Мурманской области были чисто условными. Несмотря на нанесенный вражескими бомбардировками материальный ущерб, таможня смогла развить таможенную инфраструктуру на северной границе страны. Были открыты и эффективно работали таможенные посты в Полярном, Ваенге (Североморске), Грязной губе (Сафоново), Беломорске, а также таможня в Печенге (Петсамо). Правительство СССР высоко оценило работу мурманских таможенников в военный период, наградив тридцать лучших из них боевыми и трудовыми наградами (см. приложение 4). На протяжении длительного военного времени Мурманская таможня являлась базой профес­ сионального мастерства для всей таможенной системы СССР. Более ста таможенников прошли через Мурманский порт, часть из которых впоследствии выросла до начальников таможен (см. приложение 3). Так, старший инспектор Лопяткин А.М., прибывший в Мурманскую таможню в 1942 г. из Ленинграда, в 1943 г. руководил Архангельской, а в 1944 г. - Ленинградской таможней. Инспектор А.Б. Семенов в 1945 г. встал во главе Печенгской (Петсамской) таможни. Инспектор С.А. Перщетский 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz