Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Вместе с судами гибли не только внешнеторговые грузы и экипажи, но и пассажиры. Так, в конце апреля 1944 г. из Кольского залива вышел союзный конвой RA-59 в составе 45 транспортных судов в эскорте 23 кораблей охранения. На 20 транспортах, в качестве пассажиров, находились 2944 моряка ВМФ СССР, следовавших в Англию для приема временно передаваемых Северному флоту английских боевых кораблей. 30 апреля немецкая подводная лодка торпедировала американ­ ский транспорт «Уильям С. Тейер», на котором находился личный состав эскадренного миноносца «Достойный» (до 10.04.1944 г. - «Сент Эльбанс»), Английские корабли сопровождения подняли из воды и сняли с торпедированного судна основную часть экипажа эсминца. Погибли 22 военных моряка. Обратно домой советские моряки вернулись в августе 1944 г. на линкоре «Архангельск» и 8 эскадренных миноносцах с эскортом конвоя JW-59. На переходе эсминец «Дерзкий» потопил немецкую подлодку. Всего в годы войны на пути Северных конвоев Германия потеряла 39 подводных лодок [75]. После ухода последнего конвоя из Мурманска в июне 1945 г. через Мурманский порт начали поступать репарационные грузы из Германии. В начале 1945 г. штат таможни составлял 13, в марте - 11 человек. В течение года в таможню были приняты: контролерами Н.И. Станиславский, В.М. Пантелеев, Н.Е. Губинский; инспектором - П.В. Папушев. 15 сентября 1945 г. начальник таможни Г.П. Паньков направлен руководить Виндавской (Вентспилской) таможней в Латвию. С 21 сентября 1945 г. Мурманскую таможню временно возглавил П.А. Филиппов [76]. 1945 г. был годом наибольшей активности и деятельности таможенной службы СССР. На 1 января 1945 г. сеть таможенных учреждений значительно возросла и представляла собой следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни, 34 таможенных постов. В таможенную систему принято 337 человек, из них инвалидов Великой Отечественной войны - 180. Выбыло 123 человека. Недокомплект штата составлял 350 единиц [77]. В первой половине 1945 г. усилился поток грузов за наступающими частями Советской Армии, во второй - объем пассажирских перевозок и военной техники, в связи с переброской частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию. Для упорядочения таможен­ ного оформления этих товаров ГТУ в апреле и августе 1945 г. издало инструкции «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и Союзных стран, освобожденных из немецкого плена» и «О порядке пропуска трофейных грузов». Возращение из плена советских граждан через Мурманск началось в предпоследний год войны. Но не ко всем был одинаковый подход по прибытию на Родину. Так, в ноябре 1994 г. в Мурманский порт пришли английские теплоходы из Ливерпуля. На борту находилось около 10 тыс. бывших советских военнопленных. После досмотра, по решению НКВД их на 4-х эшелонах отправили в Таллинн. Дальнейшая судьба этих людей нам неизвестна [78]. В марте 1945 г. в Мурманск прибыли сотрудники Рижской таможни Ю.С. Павлов, А.Ф. Алексеев, И.М. Гольдблат, Э.Я. Заляйскалис и Б.И. Зейдельман. Первоначально их плани­ ровалось направить на работу в Печенгскую таможню, но из-за отсутствия специальных пропусков в пограничную зону, отъезд был отменен. По этой причине они до августа работали в Мурманском порту [79]. Постоянной заботой мурманских таможенников оставался контроль за ввозом внешнеторговых грузов, борьба с попытками незаконного провоза предметов контрабанды, исчисление таможенных платежей с товаров, превышающих норму беспошлинного ввоза. Контроль за ввозом вещей моряками торгового флота осуществлялся по арматурным тетрадям, выдаваемых в пароходстве и регистрируемых в таможне. Приобретенные за границей предметы, в пределах нормы, владелец обязан был загіисать в эту тетрадь, с указанием их отличительных признаков и стоимости в валюте. Предметы, провозимые сверх нормы, если их количество не превышало личной потребности, пропускались под оплату таможенной пошлиной по ввозному таможенному тарифу. Пропуск и учет товаров, ввозимых пассажирами, осуществлялся по их заявлениям. Исчисление и уплата таможенных платежей физическими лицами производилась по досмотровой росписи. Всего за 1942-1945 гг. таможней взыскано пошлины на сумму 602 265 руб., из них 38 930 руб. - на моряков и пассажиров [80]. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz