Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Вместе с судами гибли не только внешнеторговые грузы и экипажи, но и пассажиры. Так, в конце апреля 1944 г. из Кольского залива вышел союзный конвой RA-59 в составе 45 транспортных судов в эскорте 23 кораблей охранения. На 20 транспортах, в качестве пассажиров, находились 2944 моряка ВМФ СССР, следовавших в Англию для приема временно передаваемых Северному флоту английских боевых кораблей. 30 апреля немецкая подводная лодка торпедировала американ ский транспорт «Уильям С. Тейер», на котором находился личный состав эскадренного миноносца «Достойный» (до 10.04.1944 г. - «Сент Эльбанс»), Английские корабли сопровождения подняли из воды и сняли с торпедированного судна основную часть экипажа эсминца. Погибли 22 военных моряка. Обратно домой советские моряки вернулись в августе 1944 г. на линкоре «Архангельск» и 8 эскадренных миноносцах с эскортом конвоя JW-59. На переходе эсминец «Дерзкий» потопил немецкую подлодку. Всего в годы войны на пути Северных конвоев Германия потеряла 39 подводных лодок [75]. После ухода последнего конвоя из Мурманска в июне 1945 г. через Мурманский порт начали поступать репарационные грузы из Германии. В начале 1945 г. штат таможни составлял 13, в марте - 11 человек. В течение года в таможню были приняты: контролерами Н.И. Станиславский, В.М. Пантелеев, Н.Е. Губинский; инспектором - П.В. Папушев. 15 сентября 1945 г. начальник таможни Г.П. Паньков направлен руководить Виндавской (Вентспилской) таможней в Латвию. С 21 сентября 1945 г. Мурманскую таможню временно возглавил П.А. Филиппов [76]. 1945 г. был годом наибольшей активности и деятельности таможенной службы СССР. На 1 января 1945 г. сеть таможенных учреждений значительно возросла и представляла собой следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни, 34 таможенных постов. В таможенную систему принято 337 человек, из них инвалидов Великой Отечественной войны - 180. Выбыло 123 человека. Недокомплект штата составлял 350 единиц [77]. В первой половине 1945 г. усилился поток грузов за наступающими частями Советской Армии, во второй - объем пассажирских перевозок и военной техники, в связи с переброской частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию. Для упорядочения таможен ного оформления этих товаров ГТУ в апреле и августе 1945 г. издало инструкции «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и Союзных стран, освобожденных из немецкого плена» и «О порядке пропуска трофейных грузов». Возращение из плена советских граждан через Мурманск началось в предпоследний год войны. Но не ко всем был одинаковый подход по прибытию на Родину. Так, в ноябре 1994 г. в Мурманский порт пришли английские теплоходы из Ливерпуля. На борту находилось около 10 тыс. бывших советских военнопленных. После досмотра, по решению НКВД их на 4-х эшелонах отправили в Таллинн. Дальнейшая судьба этих людей нам неизвестна [78]. В марте 1945 г. в Мурманск прибыли сотрудники Рижской таможни Ю.С. Павлов, А.Ф. Алексеев, И.М. Гольдблат, Э.Я. Заляйскалис и Б.И. Зейдельман. Первоначально их плани ровалось направить на работу в Печенгскую таможню, но из-за отсутствия специальных пропусков в пограничную зону, отъезд был отменен. По этой причине они до августа работали в Мурманском порту [79]. Постоянной заботой мурманских таможенников оставался контроль за ввозом внешнеторговых грузов, борьба с попытками незаконного провоза предметов контрабанды, исчисление таможенных платежей с товаров, превышающих норму беспошлинного ввоза. Контроль за ввозом вещей моряками торгового флота осуществлялся по арматурным тетрадям, выдаваемых в пароходстве и регистрируемых в таможне. Приобретенные за границей предметы, в пределах нормы, владелец обязан был загіисать в эту тетрадь, с указанием их отличительных признаков и стоимости в валюте. Предметы, провозимые сверх нормы, если их количество не превышало личной потребности, пропускались под оплату таможенной пошлиной по ввозному таможенному тарифу. Пропуск и учет товаров, ввозимых пассажирами, осуществлялся по их заявлениям. Исчисление и уплата таможенных платежей физическими лицами производилась по досмотровой росписи. Всего за 1942-1945 гг. таможней взыскано пошлины на сумму 602 265 руб., из них 38 930 руб. - на моряков и пассажиров [80]. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz