Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Введение Введение ВВЕДЕНИЕ Изучение отечественной и зарубежной истории приводит к неоспоримому выводу, что та­ моженное дело во все времена было и остается составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а таможенная служба является одним из базовых институтов любой экономики. Во-первых, на ней лежит миссия регулирования внешнеторгового оборота, сбора пошлин и налогов и, таким образом, пополнения государственного бюджета. Во-вторых, она защищает государство от контрабанды товаров, оружия и наркотиков. В третьих, она, как инструмент протекционистских мер государства, обеспечивает экономическую безопасность страны. Поэтому неудивителен тот интерес, который проявляли к таможенному делу многие известные люди России. Разрабатывал предложения по таможенно-пошлинному обложению М.В. Ломоносов (1711 - 1765), изучал внешнюю торговлю и таможенные сборы Д.И. Менделеев (1834-1907), руководил Санкт- Петербурской таможней А.Н. Радищев (1749-1802) - автор знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Непосредственное отношение к таможенному делу имели такие государствен­ ные деятели, как первый российский император Петр I (1672-1725), управляющий Коммерц-коллегией П.М. Апраксин (1659-1728), министр внутренних дел Д.Г. Бибиков (1792-1870), член Государственного совета Д.А. Оболенский (1822-1870), министр финансов С.Ю. Витте (1849-1915), первый руководитель РСФСР В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (род. 1931), который является Почетным таможенником России, и многие другие. В современный период, в условиях непрерывного совершенствования таможенного дела и перехода таможенной службы в неотъемлемую часть системы органов государственного регули­ рования внешнеэкономической деятельности, неуклонно возрастает интерес к познанию роли и функций таможенных органов, что объективно требует всестороннего изучения истории, а также структуры, статуса, компетенции и традиций российской таможни. Имеется достаточно обширная литература по таможенному делу России XX - начала XXI вв. Большую познавательную ценность имеют работы Б.Н. Габричидзе, В.Г. Драганова, Ю.Г. Кислов­ ского, А.Н. Козырина, Л.А. Лозбенко, Л.Н. Маркова, А.Н. Мячина, А.И. Потяева, В.А. Шамахова и др.1 [1]. Тем не менее, в их книгах редко упоминается деятельность таможни в Мурманске. В 2001 году издана монография об истории Архангельской таможни, в которой имеются данные о Мурманской таможне [2]. Деятельность таможни в различные исторические периоды отражается в публикациях известных краеведов И.Ф. Ушакова и А.А. Киселева, в исторических очерках Б.С. Романова и К.М. Агамирзоева, в работах автора данной книги [3]. Но в целом история Мурманской таможни специальному исследованию не подвергалась. Практический опыт и имеющиеся архивные материалы побудили автора осуществить попытку осмысления с историко-правовых позиций деятельность Мурманской таможни на протяжении 86- летнего периода ее развития. Необходимость исследования этой темы связана с растущим интересом к истории края, поиском решений экономических проблем региона, когда остро стоит вопрос об административных барьерах при заходе российских судов в Мурманск, возможностях использования незамерзающего порта для улучшения связей с другими странами, перспективах создания свободной таможенной зоны в морском порту, развитии приграничной торговли. В связи с этим особое внимание уделяется роли таможенной службы в совершенствовании внешнеэкономических связей региона, их взаимовлияние, значение деятельности таможни и внешней торговли Мурманской области в масштабах государства. Становление и развитие Мурманской таможни можно проследить по действию таможенного законодательства в различные исторические периоды. Обосновывая периодизацию деятельности таможни, автор опирался на цикличность этого процесса в ходе развития таможенного дела в стране и внешнеэкономического развития Кольского края. 1 Сноски даны в Примечаниях согласно нумерации глав. (прим. В.Г.). 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz