Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. 23 тыс. бомб упало на каждый квадратный километр территории города. На 1 человека городского населения пришлось по 6 штук зажигательных и по 30 кг фугасных бомб. По числу бомбардировок Мурманск уступал лишь Сталинграду. Ущерб, нанесенный войной хозяйству Мурманской области, превысил 920 млн. рублей, из них 745 млн. рублей приходится на разрушенный Мурманск [54]. Значительно пострадали в войне суда и экипажи союзных конвоев. Только в первой половине 1942 г., во время следования караванов в Мурманск погибли 17 судов с ленд-лизовским грузом. Общие потери в конвоях за 1942 г. составили 62 союзных, 7 советских транспортов и 7 английских кораблей охранения, из них 36 судов потоплены авиацией и 21 - подводными лодками [55]. Самой крупной трагедией времен войны на трассе Северных конвоев стал переход из Исландии в Советский Союз 35 судов каравана PQ-17, который был разгромлен германской авиацией и флотом в начале июля 1942 года. Одной из причин трагедии стало решение британского военно-морского командования оставить суда каравана без кораблей охранения и предоставить им возможность в одиночку добираться до советских берегов. В результате чего, немцами было потоплено 24 транспорта (14 - авиацией и 10 - подводными лодками), на которых находилось 430 танков, 210 самолетов, 3360 автомобилей и 99 316 тонн импортных военно-хозяйственных грузов. Погибли 153 моряка торгового флота. Лишь 11 транспортных средств каравана PQ-17 смогли дойти до портов назначения [56]. Советским военным кораблям удалось спасти от гибели около 300 моряков с пароходов каравана PQ-17. Тральщик ТЩ-38 (РТ-29 «Киров») разыскал у архипелага Новая Земля четыре американских судна и отконвоировал их в безопасное место. Минный заградитель «Мурман» обнаружил в одной из бухт Новой Земли танкер «Азербайджан». Торпеда, угодившая в борт судна, разворотила его с такой силой, что сквозь пробоину мог свободно проехать грузовик. На буксире танкер привели в Молотовск (Северодвинск) для ремонта. Смог самостоятельно добраться до порта второй танкер конвоя PQ-17 «Донбасс», который по дороге спас в море более 50 моряков с американского транспорта «Дэниэл Морган», погибшего накануне. Они много пережили на своем судне, отражая атаки врага, ночь провели в штормующем море в открытых шлюпках, но, оказавшись среди русских моряков, тотчас включились в работу. Американцы встали на вахту в машинном отделении, занялись ремонтом помещений и корпуса судна, заняли места у пулеметов и возле носового орудия. Когда же на танкер напал немецкий самолет, американские моряки ударили по нему из всех видов оружия. Машина, резко теряя высоту и дымя мотором, ушла в сторону норвежского берега. Морские летчики Северного флота в одной из бухт Новой Земли обнаружили английский транспорт «Эмпайр Тайд», с которого был эвакуирован тяжело раненый моряк. В западной части острова летчики нашли американский пароход «Уинстон Сэйлем», выброшенный на прибрежные камни. Экипаж судна находился на берегу. Позднее транспорт был снят с мели и в составе других судов препровожден в порт Архангельск. 13 июля 1942 г. гидрографическим судном «Мурманец» в районе Земли Гусиной (южный остров Новой Земли) были найдены 12 американских моряков. Они на плоту добрались до берега острова после гибели транспорта «Олопана». Помимо их, были спасены моряки с пароходов «Алькоа Рейнджер», «Вашингтон», «Хартлбери» и «Паулус Поттер». Всего «Мурманец» поднял на борт более 100 человек, которые были благополучно доставлены в Архангельск. Так закончилась эпопея с трансатлантическим рейсом PQ-17 [57]. Второй крупной потерей стал конвой PQ-18, который вышел из Англии в начале сентября 1942 г. в составе 34 союзных и 6 советских судов. Несмотря на 31 корабль охранения (в том числе авианосец с 15 самолетами на борту) конвой потерял 13 транспортов. Десять из них были потоплены авиацией и три подводными лодками [58]. Постоянный риск и жестокие потери 1942 г. послужили поводом для полной отмены всех летних рейсов Северных конвоев. В связи с этим было принято решение о посылке одиночных судов (без охранения) из Рейкьявика в Мурманск и обратно, используя благоприятные условия полярной ночи для их скрытого перехода. Принятию этого решения способствовали успешный самостоятельный рейс в августе 1942 г. двух советских пароходов «Беломорканал» и «Фридрих Энгельс», а также благополучные самостоятельные переходы оторвавшихся от конвоев судов. В период с октября 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz