Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Особенно ожесточенным атакам подвергался морской порт. В течение первых двух лет войны его бомбили 86 раз. Были повреждены практически все причалы, их все время приходилось ремонтировать и восстанавливать под гибельным огнем. Не смотря на должностные ранги и возраст, активное участие в ликвидации бомбежек принимали все сотрудники таможни, как находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей, так и свободные от дежурств. Население города проявляло массовый героизм, и наиболее ярко это выражалось на мурманских причалах во время обработки судов союзных караванов. Можно без преувеличения сказать, что хронику мужества, летопись отваги и самоотверженности портовиков, таможенников и всех жителей города следовало писать именно здесь в порту. Взять хотя бы ничем не примечательный день 24 марта 1942 г. Ближе к вечеру порт подвергся жестокой бомбардировке. Только на его центральную часть упало 25 фугасных авиабомб. Было убито 46 и ранено 35 человек. Погибли также 8 моряков с двух британских судов, стоявших под разгрузкой. Бомбы попали в пароход «Ланкастер Кастл» и он стал тонуть. Команда срочно сошла на берег. Дежурившие на судне сотрудники таможни пытались препятствовать уходу с транспорта членов экипажа и призывали их вести борьбу за живучесть корабля. Но капитан судна отказался от груза, и предложил таможне поступать с ним как ей заблагорассудится. «Ланкастер Кастл» поддерживался на плаву аварийно-спасательным отрядом Северного флота и до 29 марта выгружался у причала № 11 торгового порта, после чего был отбуксирован на южный рейд и поставлен на якорь. В выгрузке грузов принимали участие служащие таможни. В полу затопленных трюмах судна оставалось немало консервов, и извлекать их из ледяной воды приходилось вручную. Многие жестяные банки были в подмоченном и загрязненном виде, но все равно содержимое было годно к употреблению. Таможенники вместе с рабочими порта спасли в те дни продовольственных товаров на сумму 21 213 рублей, которые были реализованы через базу «Военфлотторга», а деньги перечислены в государственную казну [45]. В ночь на 4 апреля 1942 г., когда разгружался караван PQ-13, несколько авиабомб попало в британский транспорт «Нью-Вестминстер Сити», стоявшего у причала рыбного порта. Команда спешно покинула борт судна. Пожар охватил среднюю часть парохода, в трюмах которого оставалось около двухсот тонн снарядов. Клубы пара из пробитых котлов окутали судно, а на верхней палубе рвались сигнальные ракеты и дымовые шашки. Транспорт постепенно затапливался водой. Среди грузчиков порта имелись жертвы. К горящему пароходу был направлен пожарный буксир «Строитель» и спасательный катер «Буревестник», экипажи которых заделали пробоину в корпусе, откачали воду и вернули судну плавучесть. Инспектор таможни И. Д. Федоров, который находился на судне и осуществлял контроль за выгрузкой импортного груза, мобилизовал команду советского парохода «Свияга», стоявшего рядом, и под обстрелом вражеской авиации совместно с моряками и докерами участвовал в выгрузке снарядов. Он не ушел с судна, пока не закончились разгрузочные работы. Во время воздушных налетов лично принимал участие в отражении атак фашистских самолетов, ведя прицельный огонь из пулемета. Приказом начальника ГТУ от 13 мая 1942 г. № 54-адм инспектору Мурманской таможни И.Д. Федорову за героизм, проявленный в спасении стратегического импортного груза, была объявлена благодарность и назначена премия в виде отреза материала на костюм [46]. Приведенный пример героического поступка инспектора И.Д. Федорова позволяет утверждать, что такие случаи были не единичны. Точно также вели себя сотрудники таможни при спасении импортных грузов в апреле 1942 г. с польского судна «Тобрук», затонувшего от прямого попадания бомбы у причала № 14, и с английского транспорта «Импайр Старлайт», поврежденного бомбой у причала № 9 торгового порта. В 1942-1943 гг. совместно со спасателями и экипажем парохода «Свияга» мурманские таможенники С.А. Алексеев, С.П. Разин, А.П. Кириллов, А.А. Репин, П.А. Филиппов, В.В. Шамаев, А.С. Шибаев, В.П. Шальнов, А.Б. Семенов, Д.И. Тележкин и другие участвовали в разгрузке и приведении в порядок продовольственного груза с американского судна «Стил Уоркер», затонувшего от взрыва в Кольском заливе в районе Мишукова [47]. Наряду с мужчинами героически трудились на причалах Мурманского порта сотрудницы таможни, многим из которых едва исполнилось 18 лет. Это контролеры Е.С. Юровская, Ф.М. Марголина, Е.Т. Щербак, В.И. Андрианова, О.И. Мичурина, М.И. Калинина и другие [48]. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz