Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 3: 1929-1964 годы § 2: В годы войны Через Мурманск ввозились грузы не только для Красной армии и Военно-морского флота, но и для Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзного общества культурных связей с заграницей, советских внешнеторговых объединений, осуществлявших коммерческий товарооборот, и др. Главной задачей таможни в годы войны являлся контроль за пропуском экспортно-импортных грузов, проверка багажа, посылок, пассажиров, морских судов и команд, досмотр и выпуск грузов, борьба с контрабандой и убытками во внешнеторговом обороте. На таможенное оформление советских судов отводилось до двух, а иностранных - до одного часа времени. Военные корабли и их экипажи досмотру не подлежали, но командиры предупреждались о запрете сноса на берег каких-либо предметов для продажи. Любые товары, снесенные с судна без разрешения таможни, считались контрабандой. Ленд-лизовские грузы оформлялись беспошлинно. Другие товары, в том числе и благотвори­ тельные, пропускались по уплату таможенных платежей. Правовое регулирование таможенного дела осуществлялось нормативными документами НКВТ и ГТУ в рамках Таможенного кодекса СССР 1928 г. [42]. В декабре 1942 г. было отменено взимание пошлин на благотворительные грузы и разрешений НКВТ на ввоз таких товаров не требовалось. Грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались по минимальным ставкам. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении частно-потребительских посылок и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа. В мае 1942 г. был установлен порядок пропуска технического снабжения, бункера и продовольствия, получаемых в США советскими судами заграничного плавания. 31 декабря 1942 г. была утверждена Инструкция по ведению дел о контрабанде, которая раскрывала многие материальные и процессуально-правовые вопросы [43]. Так незаконным переводом и пересылкой через границу валютных ценностей считались: выплата денежных сумм в СССР в качестве эквивалента иностранной валюты, полученной за границей; покупка товаров в СССР с выплатой их стоимости за границей, минуя банковские учреждения и т.д. Разъяснялся вопрос о «мнимой контрабанде» - когда предметы не превышали норму ввоза, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в процессе досмотра. Такая контрабанда законами не преследовалась, а товары подлежали выпуску. Объяснялся порядок оформления бесхозяйной контрабанды и обжалования постановлений по делам о контрабанде через прокурора. Взыскание штрафов за контрабанду с государственных предприятий устанавливалось через финансовые органы и, через суд - в отношении прочих предприятий и физических лиц. В 1942 г., в целях противодействия незаконного ввоза товаров через Мурманский порт в таможне была создана группа по борьбе с контрабандой. Активную помощь в пресечении таможенных правонарушений оказывала пограничная охрана. Ее сотрудники задерживали иностранных и советских моряков, сносивших с судна и продававших в порту сигареты, продовольствие и т.д. Товары передавались в таможню и подлежали конфискации по вступившим в законную силу постановлениям. До 1 марта 1942 г. начальником Мурманской таможни был Ф.С. Хрупов, с 1 марта 1942 г. - В.Г. Черепович, с 27 июля 1942 г. - Г.П. Паньков, с 7 декабря 1942 г. - Р.В. Соколинский. Старшим бухгалтером с 2 марта 1942 г. работала Р.В. Улицкая. Штат таможни в 1942 г. составлял: январь, февраль - 5; с марта по июнь - 21; июль - 19; август - 12; сентябрь, октябрь - 7; ноябрь - 8; декабрь - 12 единиц. В январе 1943 г. в штатном расписании числилось 13 человек. До осени 1942 г. управление таможни находилось на ул. Карла Маркса, дом 6, а с октября 1942 г. - на ул. Карла Маркса, дом 44а [44]. 1942 г. оказался для Мурманской таможни и всех северян особенно тяжелым. Немецкие самолеты бомбили город днем и ночью. Когда гитлеровское командование поняло, что план «молниеносной войны» в Заполярье выполнить не реально и захватить Мурманск в намеченный срок не представ­ ляется возможным, было принято решение уничтожить его самолетами с воздуха. Путем усиления авианалетов на город фашисты пытались сломить оборону на линии Кольского залива и Мурманской железной дороги. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz