Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 3: 1929-1964 годы § 2: В годы войны всякое сухопутное сообщение страны с Кольским полуостровом оказалось прерванным до декабря 1941 г., когда вступила в строй железнодорожная ветка от Беломорска до станции Обозерская Северной железной дороги и стало возможным сообщение по линии Мурманск-Вологда. До восстановления железнодорожной связи внешнеторговых операций через Мурманск не производилось. Мурманский порт занимался лишь перевозками военных грузов для армии и флота. Все экспортно-импортные перевозки осуществлялись через Архангельск, куда морем были отправлены все экспортные грузы, находившиеся в Мурманском торговом порту. Тем не менее, некоторые суда, осуществляющие перевозки внешнеторговых грузов между странами антигитлеровской коалиции, заходили и в Мурманский порт. Первым советским судном, пришедшим в Мурманск с импортным грузом в декабре 1941 г., был пароход «Декабрист», следовавший из Англии в Архангельск в составе каравана PQ-6. Первым иностранным судном, посетившим порт в годы войны, стал норвежский танкер «Эль Мирло», зашедший в Мурманск в середине декабря 1941 г. по пути из Архангельска в Англию [34]. Внешнеэкономические связи СССР в 1941-1945 гг. делились на поставки по программам помощи друг другу союзными странами и коммерческий товарооборот. Поставки по программам помощи осуществлялись с Англией и Канадой на основе двусторонней договоренности, с США - в рамках американского закона о ленд-лизе. Поставки грузов по ленд-лизу осуществлялись по маршрутам: Северному (Мурманск, Архангельск, Молотовск), Тихоокеанскому (дальневосточные порты страны и Чукотка), Иранскому (через Персидский залив в Закавказье и на Каспий), Черноморскому и Арктическому. Северный маршрут был самый короткий (протяженность 1800-2000 миль). Грузы по нему доставлялись в 2-3 раза быстрее, чем другими путями. Однако он был наиболее опасным, так как весь путь был в зоне досягаемости немецкой авиации и флота. Начиная с августа 1941 г., в Исландии, на севере Великобритании и Шотландии стали формироваться караваны судов для доставки в Советский Союз грузов по ленд-лизу. Их именовали конвоями, а учитывая северный маршрут - Северными конвоями. После выхода в море они под охраной союзных военно-морских сил через 10-15 дней доходили до Кольского залива и Архангель­ ска. В целях военной конспирации конвои, следующие в СССР, назывались PQ, а обратные - QP (с декабря 1942 г. - JW и RA). Первый (пробный) конвой, прибывший в Архангельск в августе 1941 г., именовался «Дервиш» (7 судов). Последний - JW-67 пришел из Англии в мае 1945 г. (в Мурманск - 20 транспортов и 1 танкер, в Архангельск - 7 транспортов и 2 танкера). Обратно в Англию последний конвой RA-67 в составе 23 судов убыл в июне 1945 года [35]. Первоначально, конвои формировались в составе 6-10 транспортов, следуя в СССР, с промежут­ ками от одной до трех недель. С марта 1942 г. судов в конвоях увеличилось до 16-25, а караваны PQ-16, PQ-17 и PQ-18 имели от 30 до 40 единиц. С декабря 1942 г. большие конвои начали разделять на две группы, каждая из 13-19 транспортов. С февраля 1944 г. стали посылаться конвои, состоящие из 30-49, а в 1945 г. - из 24-28 транспортных средств. Всего в годы войны северным маршрутом прибыл 41 караван из 738 судов с грузами и отправ­ лено 36 караванов (736 транспортов), эскортируемых кораблями охранения. Хотя статистические данные о количестве торговых судов и кораблей охранения несколько варьируются, можно утверждать, что в составе конвоев, прибывших в северные порты СССР, находилось не менее 573 кораблей охранения, а убыло с конвоями на запад 575 кораблей охранения союзных военно-морских сил [36]. В ходе конвойных операций погибло порядка 100 торговых судов общим тоннажем в 605 тыс. тонн. Из них 47 транспортов под флагом США, 35 - Великобритании, 9 - СССР, 7 - Панамы, 1 - Нидерланды и 1 - Норвегии. При эскортировании конвоев военно-морской флот Великобритании потерял 2 крейсера, 6 эсминцев, 4 тральщика, 2 шлюпа, 2 корвета, 1 фрегат и 1 подводную лодку. Погибли два эсминца Северного флота. Людские потери союзников составили 829 моряков торгового флота и 1840 военнослужащих [37]. Основные грузы по ленд-лизу первоначально поступали в порты Белого моря, так как Мурманский порт находился вблизи линии фронта, и часто подвергался бомбежкам. Статистика свидетельствует, что в июне 1941 г. в воздушных налетах участвовало 75 немецких самолетов, в июле - 221, а в августе - 314. Только в августе 1941 г. враг бомбил Мурманск 50 раз [38]. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz