Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. за установления государственной монополии внешней торговли таможенно-тарифная политика самостоятельно не существовала и не влияла на развитие внешнеторговых отношений. Кроме того, политические репрессии 1936-1938 гг., военные действия с Финляндией в 1939-1940 гг. и необорудованность новой государственной границы на Кольском полуострове создавали значитель ные трудности в работе таможни. Наиболее сложный этап в деятельности Мурманской таможни наступил в годы Великой Отечественной войны. § 2. В годы войны В годы Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была прекращена или прервана. На Северо-Западе страны продолжали работать Мурманская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являвшейся зоной боевых действий от Черного моря до Тихого океана, действовали Бакинская, Джульфинская, Гауданская и Владивостокская таможни. Не прекращали своей работы Московская таможня и Главное таможенное управление (ГТУ). С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и партизанское движение ушло 9/10 личного состава таможенной службы СССР. По состоянию на 1 сентября 1941 г. на 37 таможнях и таможенных постах имелось 318 человек, из 550 единиц по штату. ГТУ состояло из 37 сотрудников и находилось в Ульяновске. Во многих таможнях осталось по несколько служащих. Лишь в Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской насчитывалось от 10 до 18 человек [31]. В первый день войны, 22 июня 1941 г. в Мурманской области была объявлена мобилизация и введено военное положение. Мобилизации подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 г. по 1918 г. включительно. Из служащих таможни мобилизовано 12 человек, список которых указан в таблице 3.6 [32]. Таблица 3.6 Список мобилизованных сотрудников Мурманской таможни в 1941 г. № Ф.И.О. Должность Мобилизован 1. Абрамовский Василий Павлович Контролер 28 июня 1941 г. 2. Ващенко Иосиф Михайлович Контролер 16 июля 1941 г. 3. Гамилов Александр Павлович Контролер 26 июня 1941 г. 4. Дешевый Алексей Акимович Контролер сентябрь 1941 г. 5. Кучер Давид Григорьевич Старший бухгалтер 16 июля 1941 г. 6. Лабутин Иван Михайлович Инспектор 26 июня 1941 г. 7. Нерезенко Петр Поликарпович Контролер 17 июля 1941 г. 8. Папушев Афанасий Васильевич Инспектор 22 июня 1941 г. 9. Сухин Григорий Иванович Инспектор сентябрь 1941 г. 10. Хомяков Дмитрий Иванович Контролер 25 июня 1941 г. 11. Шевченко Федор Петрович Инспектор 26 июня 1941 г. 12. Шпак Василий Алексеевич Контролер 16 ноября 1941 г. По указанию ГТУ В.Г. Черепович, П.А. Филиппов, А.С. Шибаев, А.П. Кириллов, не подлежащие мобилизации по возрасту, переведены на работу в Архангельскую таможню. Обязанности начальника таможни возложили на инспектора Ф.С. Хрупова, у которого в подчинении осталось 3 человека. Легковая и грузовая автомашины таможни переданы в районный военкомат [33]. В августе 1941 г. на Кольском полуострове сложилась тяжелая военная обстановка. Немецкие войска вышли на рубеж реки Западная Лица и на южное побережье Мотовского залива, вследствие чего полуострова Рыбачий и Средний оказались отрезанными от советских войск. Более того, 26 июня 1941 г. на стороне Германии вступила в войну Финляндия и уже в сентябре 1941 г. Кировская железная дорога, соединявшая Мурманск с центром страны, была захвачена финскими войсками в районе станций Масельская и Повенец в Карелии. В октябре 1941 г. финны заняли южную часть Беломорско-Балтийского канала, и даже, форсировав реку Свирь, продвинулись к Оште в Вологодской области. Таким образом, 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz