Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. более чем на 120 км. В этой войне участвовали многие мурманчане, призванные в армию и на флот. Из числа служащих Мурманской таможни в советско-финской войне 1939-1940 гг. принимали участие Д.И. Хомяков и В.А. Шпак [26]. Мурманск, переведенный на режим ближнего тылового города, осуществлял светомаскировку. В 1940 г. Мурманский горисполком издал обязательные постановления «О светомаскировке» и «О правилах поведения населения и обязанностях администрации во время воздушного налета противника». Мурманский торговый порт был привлечен к военным перевозкам живой силы и армейской техники на полуостров Рыбачий и в район Петсамо. Воинские перевозки продолжались вплоть до 12 марта 1940 года. После заключения в марте 1940 г. мирного договора с Финляндией советско-финляндская граница была отодвинута на запад. В состав Мурманской области полностью отошли полуострова Рыбачий и Средний, часть территории за рекой Титовкой и районы Алакуртти и Куолаярви, находящиеся западнее Кандалакши. Пограничникам пришлось спешно создавать новые заставы и комендатуры, укреплять новую границу. 9 апреля 1940 г. Германия начала оккупацию Норвегии, и вскоре в Мурманске появились первые норвежские беженцы. ГТУ был поднят вопрос перед руководством Мурманской таможни об усилении таможенного контроля в новых условиях, учитывая сухопутное и морское направление государственной границы с Финляндией и Норвегией. В связи с военной обстановкой на морях Северного бассейна был введен особый режим плавания для торговых судов. На подходах к Кольскому заливу постоянно дежурили военные сторожевые корабли. Тем не менее, перевозка внешнеторговых грузов морским путем продолжалась. В основном пароходы из Мурманска шли в немецкие порты Северного и Балтийских морей. Они везли в Германию лес и зерно, марганец и апатит, железный лом и цветные металлы. Импорт в основном составляли технологические грузы. Только ввоз промышленного оборудования и других товаров для Норильского комбината в 1940 г. составил 148, 3 тыс. тонн. Из Мурманского порта регулярно отправлялись грузы «Артикугля» на норвежский остров Шпицберген, а пароход «Щорс» в 1941 г. успел сделать туда первый рейс. Многочисленными судами мурманских флотов успешно осуществля­ лись перевозки на арктических линиях [27]. В Мурманске в те годы базировались торговые суда Мурманского морского пароходства Наркомморфлота, Мурманского арктического пароходства Главсевморпути и Северного морского пароходства (Архангельск). В конце 1940 - начале 1941 гг. штат Мурманской таможни составлял 22 человека. Штатное расписание с ежемесячной зарплатой сотрудников таможни в этот период указано в таблице 3.5 [28]. Таблица 3.5 Штатное расписание Мурманской таможни в 1940-1941 гг. Ф.И.О. Должность Фонд зарплаты в месяц (руб.) Оклад Надбавки Итого Полярная Пограничная Выслуга Черепович В.Г. Начальник 1200 760 240 240 2440,00 Кучер Д. Г. Ст. бухгалтер 800 405 160 80 1445,00 Лабутин И.М. Инспектор 900 900 180 180 2160,00 Филиппов П.А. Инспектор 800 673,80 160 120 1753,80 Сухин Г.И. Инспектор 700 491,70 140 105 1436,70 Шибаев А.С. Инспектор 700 654,20 140 105 1599,20 Папушев А.В. Инспектор 600 600 120 150 1470,00 Хрупов Ф.С. Инспектор 600 580 120 90 1390,00 Шпак В.А. Контролер 600 174,40 120 - 894,40 Егоров Ф.Н. Контролер 600 295 120 60 1075,00 Лапин А.П. Контролер 600 120 120 - 840,00 Кондыков И.Ф. Контролер 600 312,50 120 60 1092,50 Хомяков Д.И. Контролер 600 302,80 120 - 1022,80 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz