Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 3: 1929-1964 годы § 1: Предвоенный период контроль за экспортом древесины. Обеспечение поста производилось Мурманской таможней, сотрудники которой на период навигации выезжали в Ковду для выполнения таможенных процедур по оформлению экспортных грузов [24]. В период 1939-1941 гг. основные проблемы Советского Союза составляли вопросы укрепления обороноспособности государства. Для пограничной Мурманской области это имело особое значение. На сотни километров по территории Кольского полуострова протянулась сухопутная граница с Финляндией, в Северном Ледовитом океане сходились морские и воздушные границы СССР, США, Канады, Норвегии и Дании. Осенью 1939 г. международная обстановка на Севере Европы кардинально изменилась. 1 сентября 1939 г., после нападения Германии на Польшу, началась вторая мировая война. В преддверии войны, 23 августа 1939 г. правительство СССР заключило с Германией «Пакт о ненападении». 28 сентября 1939 г. был подписан «Договор о дружбе и границе». Кроме всего, секретным протоколом предусматривалось строительство на Кольском полуострове немецкой военно-морской базы для снабжения боевых кораблей, воевавших против Великобритании и Франции в Северной Атлантике. Германская сторона стремилась получить у СССР базу в Кольском заливе, ориентируясь на Мурманск, но советское правительство предложило немцам Териберку. Секретный объект был все же размещен в губе Западная Лица и получил название «Порт Норд» («База Норд»). В короткие сроки здесь были выстроены причалы, возведены на берегу бараки. Правда, просуществовала эта база недолго, всего несколько месяцев. С захватом Германией Норвегии в апреле-июне 1940 г. и созданием на ее территории военно-морских баз необходимость в «Базе Норд» отпала. Как пример согласованных действий в области военной политики между СССР и Германией можно отразить заход в Мурманск осенью 1939 г. немецкого лайнера «Бремен» и проход Северным морским путем в Тихий океан вспомогательного крейсера «Комет» летом 1940 года. В сентябре 1939 г., в Северной Атлантике развернулись боевые действия флотов Велико британии и Германии. Господство на море на первых порах английского флота привело к тому, что в Мурманске как нейтральном порту попросил убежище ряд немецких судов, в том числе и пассажирский лайнер «Бремен», вышедший из Нью-Йорка на Гамбург за несколько часов до начала войны. По дороге, спасаясь от английских крейсеров, он перекрасил надстройки в серый цвет и за восемь суток дошел до Териберской губы Кольского полуострова, куда за ним выслали лоцмана. К тому времени на Мурманском рейде собралось около 36 судов под флагом Германии, включая зверобои и траулеры. «Бремен» простоял в Мурманске около трех месяцев и в декабре 1939 г., пользуясь наступившей полярной ночью, без разрешения таможни и портовых властей неожиданно ушел в море. Через несколько дней он прибыл в германский порт Бремерхафен. Нужно отметить, что не только «Бремен» благополучно воспользовался «Договором о дружбе и границе». Осенью 1940 г. немецкий вспомогательный крейсер «Комет», замаскированный под торговый пароход «Эмс», якобы следовавший экспериментальным грузовым рейсом в Японию, двигался Северным морским путем (СМП) в составе других судов под проводкой советских ледоколов «Ленин», «И. Сталин» и «Каганович». На самом деле «Комет» шел в Тихий и Индийский океаны для нарушения британских коммуни каций. Возможно, перед командиром корабля стояла также задача попутной разведки Советской Арктики и сбора информации о ледовом режиме, навигационном оборудовании СМП и т.д. Когда в порту Певек было установлено истинное назначение этого «грузового рейса» командиру «Комет» было предложено вернуться в Баренцево море. Но корабль снялся с якоря и без сопровождения ледоколов самостоятельно прошел в Тихий океан. Действуя в водах Тихого и Индийского океанов, крейсер потопил девять судов и только в ноябре 1941 г. вернулся в Германию [25]. С 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. в Заполярье велись боевые действия между СССР и Финляндией. Вместе с советскими пограничниками 104-я горнострелковая дивизия 14-й армии освободила в декабре 1939 г. Печенгу (Петсамо) и продвинулась в южную часть Северной Финляндии 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz