Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Основным товаром по экспорту был апатит, по импорту - уголь. Для перевалки апатитовой руды была сооружена эстакада на причале № 1 порта. Кроме того, апатитовый концентрат вручную перерабатывался на причале № 6. Все это приводило в потере экспортных грузов и вынуждало таможню принимать административные меры. Только за навигацию 1934/1935 гг. было выявлено дефектов по внешнеторговому обороту и составлено по ним 342 акта КИФ, в том числе по 264 - по экспорту. Привлечено к ответственности 14 человек, взысканы убытки на сумму 1553 руб. 28 коп. [6]. Тем не менее, при увеличении внешнеторгового грузооборота порта в 1935 г. на 60 % по сравнению с началом 30-х гг., численность штата таможни снизилась до 18 человек. Помимо работы в порту, таможня также обеспечивала оформление экспортного леса, вывозимого за границу из Умбы, Керети и Ковды, а также судов и грузов Карских экспедиций в Новом порту и Игарке. Карские экспедиции с участием иностранного тоннажа (ввоз в районы Оби и Енисея различных грузов из Европы и вывоз за границу игаркского леса) потребовали создание в Мурманске большой угольной бункеровочной базы. Если в 1930 г. через порт шел английский уголь, то в 1931 г. - еще и донецкий, а с 1932 г. - еще и шпицбергенский и печорский уголь. В 1933 г. была открыта регулярная пароходно-арктическая линия Мурманск-Шпицберген-Мурманск, по которой, кроме угля, с советских рудников норвежского острова Шпицберген, перевозились пассажиры и почта. В 1934 г. на этой линии был совершен 41 рейс. Всего в 1934 г. в порту было обработано 120 тыс. тонн донецкого, 150 тысяч шпицбергенского и 31 тыс. тонн печорского угля [7]. Монополия внешней торговли требовала постоянный контроль за внешнеторговыми операциями в порту и по этой причине на управляющего таможни Н.И. Смирнова были возложены дополнитель­ ные обязанности. Так, 15 марта 1930 г. он назначен по совместительству начальником таможенного Агентства Мурманской железной дороги. С 1 апреля 1930 г. принял по совместительству должность заместителя начальника Мурманского торгового порта и начальника эксплуатационного отдела. С 15 ноября 1930 г. мобилизован для укрепления работы Севгосрыбтреста, утвержден членом его правления и управляющим Мурманской промконторой, а с 1 июня 1931 г. стал уполномоченным НКВТ по совместительству с основной работой - управляющего Мурманской таможни. В октябре 1931 г. Н.И. Смирнов убыл на учебу в Москву. 3 октября 1931 г. таможню возглавил Ф.И. Пензас, заместителем назначен И.С. Степанов [8]. С начала 30-х гг. таможня постоянно участвует в конкурсе на лучшее таможенное учреждение с завоеванием переходящего Красного знамени ГТУ. В 1934 г. между Мурманской и Новороссийской таможнями заключен договор о социалистическом соревновании. В мае 1935 г. сотрудники таможни перечислили свой однодневный заработок на строительство самолетов-гигантов. В феврале-марте 1935 г. деятельность Мурманской таможни в период зимней навигации проверялась инспекцией ГТУ. Комиссия установила неполное осуществление таможенного контроля за пропуском внешнеторговых грузов, отчасти из-за нехватки личного состава, а с другой стороны, из-за неправильной расстановки имеющихся сил. Имелись недостатки по конфискационному делопроизводству из-за плохого знания сотрудниками руководящих распоряжений ГТУ по вопросам борьбы с контрабандой. Отмечался формальный подход к профессиональной учебе, в результате чего у служащих таможни были нетвердые знания таможенного дела. Слабо велась работа по КИФ при выгрузке грузов у борта судов, а также на проходных порта, что позволяло беспрепятственно выносить в город предметы контрабанды. По причине сокращения штатов и минимизации расходов было рекомендовано управляющему концентрировать проживание всех семей таможенных служащих в одном жилом доме таможни на ул. Коминтерна, в котором были водопровод и баня. В собственности таможня имела 5 жилых бревенчатых домов постройки 1924-1928 гг. (два 2-этажных и три 1-этажных). Один из них стоял на ул. Коминтерна, дом 13 рядом со зданием транспортно-потребительского общества (ТПО - ныне Художественный музей) и именовался среди жителей Мурманска как «Дом таможни». Управление таможни находилось на ул. Карла Маркса, дом 6, а дежурное помещение - в Портовом поселке (Портовый проезд), дом 19. Жилые дома были в исправном состоянии. Во дворах стояли сараи для хранения угля и дров. Комнаты оборудованы мебелью, постельными принадлежностями и кухонной посудой, которые числились на балансе таможни. В целях соблюдения правил проживания и поддержания технического состояния домов, управляющий таможни назначал из числа таможенных служащих коменданта зданий. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz