Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 3: 1929-1964 годы § 1: Предвоенный период ГЛАВА 3. МУРМАНСКАЯ ТАМОЖНЯ: 1929 -1964 годы § 1. Предвоенный период К началу 30-х гг. в стране нарастает тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. В экономике СССР стала господствовать планово-распределительная система, рыночная торговля оказалась свернутой. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился количественный состав участников внешнеторговых связей. Таможенная система превратилась в формально действующий контрольный орган по соблюдению государственной монополии внешней торговли. В связи с этим упрощались функции, сокращались штаты, и уменьшалось число учреждений, входящих в таможенную систему. Если в 1913 г. в России функционировало 403 таможенных учреждения со штатом 9574 человек, то в 1922 г. в РСФСР соответственно 283 и 4850, а на 1 января 1929 г. в СССР - уже 132 учреждения со штатом 2279 человек [1]. В 1929-1930 гг. была проведена крупнейшая по масштабу перестройка таможенного дела в стране. Все внутренние таможни, кроме Московской и Новосибирской, подлежали ликвидации. Таможенные учреждения освобождались от начисления, учета и взимания пошлин за импорт, это возлагалось на НКФ. Функции таможен при пропуске импортных грузов государственным и кооперативным организациям сводились к сличению грузовых и товарных документов с разреше ниями на ввоз, выборочному досмотру грузов и составлению статистических сведений для ГТУ. Подлежало также ликвидации складское хозяйство внутренних таможен, поступление импорта в их ведение, пломбирование грузов. Формально-контрольные и налоговые функции таможен реорганизовывались в контрольно-учетные по соблюдению монополии внешней торговли. 21 января 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление о реорганизации всего таможенного дела в стране. В системе ГТУ упразднялись инспекторские участки, и создавалось шесть региональ ных отделений. Архангельская, Астраханская и Московская таможня сохранили подчиненность непосредственно Главному таможенному управлению. Штат таможенной системы сокращался более чем на 15 %. На этом государство экономило 2409 тыс. руб. в год. Ликвидировалось до 40 % складской площади у пограничных таможен, отменялись таможенный надзор за приписными складами и клеймение товаров. Таможни передавали другим организациям ненужные им здания, сооружения, имущество, инвентарь. Предусматривалось освобождение до 50 % служебных площадей таможенных учреждений. Общая экономия от реорганизации таможенного аппарата составляла 6 665 тыс. рублей в год [2]. В приказе ГТУ от 21 июля 1931 г., в котором подводились итоги реформы, отмечалось, что реорганизация переключила основную работу таможенной системы на контрольно-учетные функции. В нем определялись основные направления таможенного контроля за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Во-первых, - контроль за плановым импортом и экспортом всех грузов только по разрешениям НКВТ и за соблюдением специальных правил во внеплановом ввозе и вывозе экспортно-импортных грузов, вещей, валюты, предметов и т. д. Во-вторых, - проверка практической деятельности внешнеторговых и транспортных организаций по правильной и четкой постановке работы по экспорту и импорту с целью ликвидации нарушений и потерь во внешне торговом обороте. 21 мая 1930 г. СНК СССР утвердил новый таможенный тариф по привозной торговле, которым значительно упрощалась процедура таможенного обложения [3]. За счет сокращения и укрупнения товарной номенклатуры оставлялось всего 122 статьи ввозимых товаров. В то же время таможенные пошлины стали взиматься не с веса, а со стоимости товара и превратились в подвижную форму налоговых доходов, учитывавших колебания мировых цен. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz