Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. В результате увеличения грузооборота Мурманского порта в годы НЭПа и индустриализации страны значительно выросли доходы Мурманской таможни в казну государства. Так, за период с 1 октября 1923 г. по 1 октября 1929 г. таможня пополнила бюджет страны на 71,3 млн. рублей таможенных платежей. По результатам работы только за 1926/1927 г. таможня перечислила в государственную казну 13,1 % суммы доходов всей таможенной системы СССР [36]. Всего таможенными органами страны за период 1923-1928 гг. были получены таможенные пошлины в сумме 734,8 млн. рублей [37]. В 1925-1926 гг. в казну государства перечислено 149 млн. рублей, что составило 8,5 % всех налоговых доходов, а в 1926-1927 гг. - 190 млн. рублей, или 8,1 % доходов [38]. Таким образом, чем интенсивнее осуществлялась внешняя торговля через Мурманский порт, тем более значимой становилась роль Мурманской таможни в регулировании экспорта/импорта товаров и пополнении бюджета страны. § 2. Таможенное законодательство В первом десятилетии Советской власти в России, а затем в Советском Союзе активно формировалось законодательство в сфере таможенного дела. В качестве нормативных правовых актов принимались декреты, постановления, приказы, инструкции и циркуляры, которые устанавливали правила по ввозу и вывозу товаров с обязательным соблюдением государственных норм разрешительно-запретительного характера. Коренные перемены в таможенном законодательстве пришлись на середину и вторую половину 20-х гг. Помимо таможенных тарифов, в 1924 г. был принят Таможенный устав, а в 1928 г. - Таможенный кодекс Союза ССР. Утвержденный Президиумом ЦИК СССР 14 декабря 1924 г. Таможенный устав Союза ССР состоял из шести разделов и 283 статей [39]. Управление таможенным делом в стране отводилось НКВТ через входящие в его состав Главное таможенное управление и местные таможенные учреждения, а также через состоящий при нем Таможенно-тарифный комитет. Кроме того, в союзных республиках создавались отделения ГТУ, надзор за деятельностью которых выполняли уполномоченные НКВТ. ГТУ обладало правами разрабатывать таможенные мероприятия общего характера, инструкции и разъяснения к ним, а также осуществлять руководство по борьбе с контрабандой на всей территории СССР. В прямом подчинении ГТУ состояли районные таможенные инспекторы. В их задачи входила организация деятельности таможенных учреждений своего района. Непосредственное осуществление таможенных процедур по досмотру и выпуску через границу товаров, начислению пошлин и сборов, документированию и принятию мер по таможенным правонарушениям производили таможни первого, второго и третьего разрядов. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, второго разряда - в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах, третьего разряда - на грунтовых дорогах. В целом Таможенный устав предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов: первое - НКВТ и ГТУ; второе - Уполномоченные НКВТ и отделения ГТУ в союзных республиках; третье - районные таможенные инспекторские таможенные управления; четвертое - таможни и таможенные посты. В 1925 г. на территории СССР созданы 11 РТИУ: Карельское, Северо-Западное, Белорусское, Северо-Кавказское, Туркменское, Узбекское, Алма-Атинское, Зайсанское, Читинское, Благовещен­ ское, Владивостокское, а также 4 отделения ГТУ: в Украине, Закавказье, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Под непосредственным руководством ГТУ оставались Архангельская, Астраханская и Московская таможни. Всего функционировало 266 таможен, общая штатная численность таможенных служащих составляла 5710 человек [40]. Мурманская таможня до лета 1925 г. входила в состав Петрозаводского таможенного инспектор­ ского участка, а с 11 июля 1925 г. - в состав Северо-Западного районного таможенного инспектор­ ского управления. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz