Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 2: 1925-1929 годы § 1: Тарифное регулирование Выросли также ранее созданные предприятия: в траловом флоте насчитывалось уже 18 траулеров, а в торговом порту - 9 причалов. Продолжалось преобразование кустарного рыбного хозяйства в высокорентабельную отрасль производства. Тем, не менее, в рыбной отрасли не хватало современных траулеров. Суда, доставшиеся от англичан, работали на каменном угле и имели низкие производственные показатели. Большие проблемы существовали также в снабжении судов запасными частями и рыболовным снаряжением. Первые два судна, тральщик для лова трески и ледокольный пароход для зверобойного промысла в Баренцевом море, были выделены Ленинградом, так как образованный в 1927 г. Мурманский округ входил в состав Ленинградской области. Но этого было мало и тогда появилось решение о закупке траулеров и рыболовного снаряжения за границей. В октябре 1927 г. в Мурманск прибыл первый, закупленный в Германии, траулер РТ-34 «Дзержинск» стоимостью 215 тыс. рублей [24]. В 1927 г. численность Мурманской таможни составляет 66 человек, из них 64 - по штату и 2 - стажеры. В штате числятся моторист и рулевой, но должности не заняты из-за отсутствия плавсредства. В течение года поступило 39 чел., убыло - 27 человек. Текучести кадров во многом способствовала сезонность работы на время навигации в порту и более низкая заработная плата, чем в других государственных учреждениях. К примеру, в марте 1926 г. средняя зарплата в таможне составляла 81,82 золотой рубль и 36,70 бюджетных рублей, что немногим превышала месячный прожиточный минимум [25]. Приезд в Мурманск таможенников из других регионов был недолгим, т.к. многие не приживались на Севере из-за тяжелых климатических, рабочих и бытовых условий. Строительство домов для таможни только частично снизило дефицит жилья. Кроме таможенных служащих в ведомственных домах проживали лица, не имеющие к таможне никакого отношения и были вселены туда по решению местных властей. По состоянию на 1 января 1926 г. жилая площадь домов удовлетворяла 64 % сотрудников, а в феврале 1926 г. только 44 % - из-за увеличения штата таможни. Остальные 56 % снимали квартиры в городе [26]. На текучесть кадров влияла также служебная дисциплина. Из архивных источников видно, что на партийных и профсоюзных собраниях часто рассматривались вопросы о злоупотреблении таможенниками спиртных напитков на судах загранплавания. Как правило, после 1-2-х предупреж­ дений нарушители увольнялись из таможни. За период с 1 октября 1926 г. по 1 октября 1927 г. Мурманской таможней оформлено в порту 242 808 тонн импортных и 189 825 тонн экспортных грузов. Прибыло - 175, убыло - 171 судно заграничного плавания. Перечислено в доход государства таможенных платежей в сумме 25 241 837 руб., из них: ввозная пошлина - 24 870 083 руб., акциз - 243 852 руб., складочный сбор - 3174 руб., канцелярский, клеймильный и другие сборы - 122 117 руб., штрафы и пени (кроме контрабанды) - 1774 руб., прочие доходы - 837 рублей [27]. Увеличение грузооборота порта в 1927 г. произошло из-за переориентации внешнеторговых грузов с Балтики на Мурманск и снижение экспортной пошлины по Мурманскому дифференциальному тарифу. Стоит отметить, что доходы, перечисленные таможней в казну государства в 1927 г., резко возросли по сравнению с предыдущими бюджетными годами. Так, в 1923/1924 г. доходы таможни составили 950 606 руб., в 1924/1925 г. - 781 171 руб., в 1925/1926 г. - 760 090 руб., а в 1926/1927 г. - 25 241 837 руб., что более чем в 10 раз превышает общую сумму таможенных платежей за предыдущие 3 года. Тем не менее, в работе таможни прослеживаются насущные проблемы сезонно-территориального характера. В зимнее время из-за большого объема ввозимого груза и недостаточного количества сотрудников снижается качество таможенного досмотра, а деятельность сотрудников и руководства таможни принимает «лихорадочный» характер. Отсутствуют благоприятные условия для оперативно­ досмотровой работы. Из-за малого количества складов временного хранения грузов служащие таможни досматривают в зимний период большую часть импортных товаров на пристанях порта под открытым небом, что приводит к их порче и утрате. Недостаточно огорожена причальная линия порта, что позволяет проникать в зону таможенного контроля посторонним лицам. Из-за слабой требовательности руководства таможни в порту хранится много залежалых импортных грузов и т.д. Такие замечания выявили ревизоры ГТУ, которые дважды проверяли работу таможни в феврале и мае 1927 г. [28]. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz