Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Мощным толчком в увеличении грузооборота порта в Мурманске послужило постановление СТО «О колонизации Карело-Мурманского края» в 1923 г. Помимо установления дифференциальных ставок таможенного тарифа на экспортно-импортные грузы, пропускаемых через Мурманский порт, СНК СССР декретом от 23 мая 1923 г. утвердил список ввозимых из-за границы беспошлинных потребительских товаров в Мурманскую губернию [10]. Декретом разрешался беспошлинный ввоз импортных потребительских товаров, но только для использования в пределах Мурманской губернии. При этом действовала разрешительно-запрети- тельная система внешней торговли и система таможенно-тарифного регулирования. Для беспошлин­ ного ввоза товара из-за границы и для вывоза его за пределы губернии требовалось разрешение Уполномоченного НКВТ в Мурманске. При ввозе таких товаров все лица давали таможне подписку о невывозе этих товаров из Мурманской губернии без разрешения НКВТ. В случае их вывоза внутрь страны, товары подлежали обложению таможенной пошлиной. Импортные товары, ввозимые транзитом для внутренних регионов СССР, пропускались с уплатой таможенных платежей. В целях предупреждения незаконного перемещения импортных потребительских товаров через границу региона местными властями были предприняты ряд мер. 4 сентября 1923 г. Мурманский губернский исполнительный комитет принял постановление «О ввозе из-за границы потребительских товаров для Мурманской губернии» [11]. Была определена норма товаров для личного потребления, вывозимых из губернии без разрешения НКВТ. Для предотвращения вывоза товаров внутрь страны без уплаты пошлины таможней установлен заградительный таможенный пункт на ст. Зашеек Мурманской железной дороги. Анализируя данные нормативно-правовые акты, можно сделать вывод, что Советским правитель­ ством, в целях экономического развития Кольского края, практически была создана свободная таможенная зона в административных границах Мурманского региона. Масштабы работы таможни и порта в Мурманске в условиях НЭПа и индустриализации быстро росли. Помимо экспортно-импортных грузов, ввозимых в Кольский край и внутрь страны, через Мурманский порт следовали грузы Карской экспедиции в Усть-Енисейск и Новый порт в Обской губе. Вывозимые затем Северным морским путем экспортные товары из Сибири освобождались от всех видов таможенных платежей. В ноябре 1925 г. для хранения таможенных грузов были оборудованы и переданы Мурманской таможне склады №N° 1, 2 и 4 на территории торгового порта и №N91-10,12-17 в грузовом районе железной дороги. Таможенный досмотр ввозимых в Мурманский порт товаров производился при выгрузке груза у борта судна или при перегрузке товаров с судов в вагоны или на таможенном складе, если досмотр вызывал особые затруднения. Вес импортных товаров определялся по коносаментам, фактурам или спецификациям. На досмотр и выпуск товаров отводилось семь дней. Экспортные грузы досматривались по отвозным (вывозным) ведомостям, фактурам или спецификациям. Для определения тарифного наименования пошлинных товаров производилось вскрытие грузовых мест и их взвешивание. По результатам досмотра составлялась досмотровая роспись. За хранение грузов и багажа на складах таможни взыскивался складочный сбор из расчета 0,25 руб. за 100 кг веса брутто в день. Таможенные сборы являлись постоянным источником таможенных доходов в первом десятилетии Советской власти. До 1925 г. применялись, частично, таможенные сборы, установленные Торговым уставом 1906 г. и Уставом таможенным 1910 г. При перемещении через границу товаров и транспортных средств взыскивались гербовый, гирловый, попудный (складочный), корабельный, канцелярский и ластовый сборы [12]. К примеру, канцелярский сбор исчислялся с необлагаемых вывозной пошлиной товаров по 20 коп. с каждой тысячи рублей объявленной ценности товара, с привозных пошлинных товаров по 20 коп. с каждой сотни рублей суммы пошлины товара и по 60 коп. с печатного листа за выдачу таможней всякого рода документов частным лицам. Ластовый сбор взыскивался с владельцев судов в порту приписки по 30 коп. с каждого ласта (1 ласт - 2 регистровых тонны) вместимости судна при выдаче судового патента (свидетельства) для судов дальнего плавания и по 15 коп. - для судов малого плавания. В марте 1925 г. введен особый сбор на вывозимые за границу хлебофуражные грузы: рожь, пшеницу, гречиху, ячмень и т.п. [13]. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz