Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
Глава 2: 1925-1929 годы § 1: Тарифное регулирование В целях развития внешнеторговых связей отдаленных районов страны и поощрения эксплуатации транспортных путей в 1923 г. был установлен специальный таможенный тариф с пониженными (дифференциальными) ставками таможенных пошлин для товаров, поступающих в порты Дальнего Востока и Мурманска [6]. Особые льготы в части таможенных пошлин вводились также для иммигрантов и благотворительных товаров. 8 января 1924 г. принят второй советский таможенный тариф по привозной торговле. Он был построен исходя из принципа выборочного покровительства главным отраслям народного хозяйства. Принятый параллельно с ним 1 февраля 1924 г. таможенный тариф по вывозной торговле отличался более либеральным характером, чем тариф 1922 г., и содержал меньшее количество запрещений, а также значительно понижал ставки таможенных пошлин на экспорт ные товары [7]. Таможенный устав Союза ССР, утвержденный 14 декабря 1924 г., законода тельно закрепил принципы таможенно-тарифного регулирования, сформировавшиеся в стране к середине 20-х годов. 11 февраля 1927 г. принят третий таможенный тариф. Он состоял из двух разделов. Первый «А» - товары, разрешенные к ввозу и «Б» - товары, запрещенные к ввозу. Первый раздел состоял из 11 групп: пищевые продукты, животные продукты, руды, предметы электротехники, писче бумажные товары, прядильные машины и т.д. Кроме того, предусматривались товары беспошлинные и товары, облагаемые покровительственной, фискальной и сверхфискальной пошлинами. Последние два вида пошлин начислялись на импортные потребительские товары и на предметы роскоши, ввозимые из-за границы [8]. Огромным значением в развитии советской внешней торговли сыграли торгово-экономические договоры и соглашения с развитыми капиталистическими странами. 15 марта 1924 г. подписан торговый договор со Швецией, 8 августа 1924 г. - с Англией, 12 октября 1925 г. - с Германией, 15 декабря 1925 г. - с Норвегией, 23 июля 1926 г. - с Японией, 21 июля 1927 г. - с Турцией и т.д. Отличительной чертой таможенного-тарифного регулирования внешней торговли на Мурмане явилось Соглашение о торговле и мореплавании между СССР и Норвегией от 15 декабря 1925 г. Стороны обязались взаимно предоставлять друг другу право благоприятствуемой нации в отношении пошлин или сборов, взимаемых одною из них с продуктов, вывозимых в другую. В результате чего, на многие морские продукты норвежского происхождения таможенные пошлины были снижены, а ряд таких пород рыб как треска и пикша при ввозе их из Норвегии через Мурманский порт пропускались беспошлинно. При пропуске товаров из Норвегии, в доказательство их норвежского происхождения, требо вались свидетельства, выдаваемые норвежской таможней и визируемые консульскими пред ставительствами СССР в Норвегии. Для этих целей в ближайшем от Мурманска норвежском порту Варде до конца 20-х гг. находилось советское консульство. С 1929 г. свидетельства о происхождении товара стали выдаваться торговыми представительствами СССР в Норвегии. В середине 20-х гг. принят план социалистической индустриализации СССР. В каждом регионе страны план воплощался в жизнь с учетом местных природных и экономических условий. В Мурманске полностью восстановлена железная дорога, сооружается судоверфь для постройки и ремонта судов, на Варничном мысу вводится в строй траловая база для приема и переработки рыбопромысловых судов и др. Кардинальные перемены происходят и в торговом порту. В 1925-1926 гг. количество причалов для приема океанских судов доведено до восьми, общей длиной 1137 метров. Площадь пристаней увеличена до 51 470 кв. метров. На причалах имеются 8 подъемных кранов. Складочная площадь составляет 12 354 кв. метров В 1926 г. начато строительство железо бетонного склада. Имеются 7 плавучих средств, в том числе 1 ледокол, 3 баржи, 1 плавучий док подъемной силой 2300 тонн и несколько мелких судов. Через порт ввозятся большие партии американского и египетского хлопка, английского угля, вывозятся зерно и лес. Если в 1925/1926 бюджетном году на судах загранплавания в Мурманск прибыло 155,5 тыс. тонн грузов, то в 1926/1927 г. - 242,8 тыс. тонн, что составляет рост более чем в 1,5 раза. Увеличился также приход в порт заграничных судов: в 1926/1927 г. их было 175, т.е. в 2,5 раз больше, чем в 1925/1926 г. [9]. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz