Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. ЗАКЛЮЧЕНИЕ История Мурманской таможни насчитывает более восьми десятилетий. По историческим меркам это небольшой срок, а по жизненным - это судьбы нескольких поколений. И все это время деятельность таможни была тесно связана с таможенной политикой страны и внешней торговлей Кольского Севера. Любое изменение таможенного законодательства отражалось на работе таможни, ее структуре, штатной численности и объемам доходов, приносимых в казну. Становление таможни, образованной в 1919 году, осуществлялось в сложных социально- политических условиях. По окончании Первой Мировой войны российское правительство принимает решение о завершении строительства железной дороги, соединяющей Мурманск с центром страны, финансировании обустройства морского порта в Кольском заливе и создании самостоятельного таможенного органа в Мурманске. В последующие годы на деятельность таможни оказывали значительное влияние как обще­ государственные, так и региональные факторы, в числе которых - эффективное развитие промыш­ ленности Кольского края, введение Мурманского таможенного тарифа на экспортно-импортные грузы, беспошлинный ввоз из-за границы потребительских товаров в Мурманский регион, увеличение внешнеторгового оборота через Мурманский порт и многие другие. В годы НЭПа и индустриализации страны значительно выросли доходы таможни в государст­ венную казну. Только в 1926/1927 финансовом году было перечислено в казну государства 13,1 % всех доходов таможенного ведомства СССР. Чем интенсивнее осуществлялась внешняя торговля через Мурманский порт, тем более значимой становилась роль таможни в регулировании экспорта/импорта товаров и пополнении государственного бюджета. Работа таможни в 30-х - начале 40-х гг. прошлого века проходила в условиях многочисленных реорганизаций и изменений, как в ее структуре, так и в контрольных функциях. При этом перемещение судов и грузов непрерывно росло, а штаты сокращались. Из-за установления государственной монополии на внешнюю торговлю таможенно-тарифная политика уже не существо­ вала самостоятельно и не воздействовала на развитие внешнеторговых связей и экономику страны. К тому же, на развитие таможенного дела значительно повлияли массовые политические репрессии, проводимые в государстве. Особенно суровыми стали годы Великой Отечественной войны. В результате жестоких бомбарди­ ровок таможня утратила более 85 % жилых строений и других материальных средств. В связи с тем, что значительная часть сотрудников ушла на фронт, таможня испытывала большие трудности в кадрах. В тот период Мурманск оказался в числе основных портов страны, через которые проходили поставки в СССР внешнеторговых грузов по ленд-лизу. Тем не менее, в течение всего военного времени в Мурманском порту эффективно осуществлялся таможенный контроль. За годы войны таможней было перечислено в государственный бюджет более 1 млн. 380 тыс. рублей, что в 5 раз превысило стоимость ценностей, имевшихся на ее балансе в довоенный период. Несмотря на тяжелые условия 1941-1945 гг., Мурманская таможня сумела достойно выстоять, эффективно развить таможенную инфраструктуру и подготовить высокопрофессиональные кадры. Деятельность таможни в послевоенный период и в 50-х годах выделялась большими переменами как в оперативном плане, так и в работе с кадрами. При постоянном сокращении штатов и увеличивающемся оформлении грузов в порту, в таможне удалось создать крепкую организа­ ционную структуру, которая определила ее эффективную деятельность на последующие десятилетия. Работа таможни в 60-х - первой половине 80-х гг. отличалась от предыдущих лет стремлением совершенствования своей деятельности путем применения новых форм таможенного контроля, научной организации досмотрового процесса, повышения профессионального уровня сотрудников, внедрения принципов индивидуального и коллективного соперничества, что позволило достигнуть высоких результатов и войти в число передовых таможен страны. Основные направления таможни во второй половине 80-х - начале 90-х годов были ориентиро­ ваны на повышение эффективности работы в новых внешнеэкономических условиях, подготовку профессиональных таможенных кадров, организацию борьбы с контрабандой, установление связей 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz