Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 7: 2003-2005 годы § 2: Таможенное регулирование ВЭД К примеру, за 11 месяцев 2005 г. возбуждено 512 уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов, из них 244 дела - коррупционной направленности (в 2004 г. соответственно 413 и 218). При этом подавляющее большинство противоправных деяний среди таможенников выявляется силами подразделений собственной безопасности: по их материалам возбуждается более 80 % от общего количества дел, возбужденных правоохранительными органами [24]. Тем не менее, в Мурманской таможне в 2005 г. отсутствовало наличие таких уголовных дел (в 2004 г. - 1). Вместе с тем, необходимо отметить слабую социальную защищенность кадров в таможенных органах, возникшую в связи с реформированием таможенного дела в стране. Начиная с 1991 г., более кризисной ситуации по материальному обеспечению должностных лиц в таможенной службе еще не было, чем в 2003-2005 годах. Социальную напряженность внесло наличие в системе таможенной службы двух категорий должностных лиц - сотрудников и государственных гражданских служащих, в оплате труда которых возник дисбаланс. При этом у государственных служащих стал не только меньший уровень заработной платы, но и отсутствовал ряд социальных гарантий, имеющихся у сотрудников таможни. По этой причине начался отток квалифицированных кадров из таможенных органов. Тем не менее, со второй половины 2005 г. ситуация с заработной платой у государственных служащих стала выправляться [25], но по степени социальной защищенности они еще не достигли уровня сотрудников таможни. Обозначилась еще одна проблема, которая связана с Федеральным законом «О государственной гражданской службе». Положения закона предусматривают проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственных служащих, что осуществить на практике крайне трудно. Конкурсные условия предоставляют право и возможность участвовать в них всем желающим, в том числе и тем, кого ранее уволили из таможни по отрицательным мотивам. Безусловно, такие лица при наличии опыта могут иметь преимущества в конкурсе, так как покажут знания лучше остальных кандидатов. Все это может привести к непредсказуемым последствиям в деятельности таможни. В этой связи назрел вопрос о комплексном подходе на правительственном уровне к проблеме институционального развития таможенной службы. Необходимо создание равных возможностей для всех, кто работает в таможенной системе, с тем, чтобы вернуть престиж таможенной профессии, дать людям возможность поверить в себя. Отдача будет во сто крат больше вложенных финансовых инвестиций. Практически во всех средствах массовой информации звучат слова о том, что «бедный таможенник опаснее контрабандиста». Настала пора понять, что бедный таможенник - это угроза безопасности государства. Но важно не только понять, но и сделать реальные шаги к исправлению сложившейся ситуации. Таким образом, деятельность Мурманской таможни в 2003-2005 гг. проходила в условиях изменения таможенного законодательства и реформирования таможенного дела в стране. При этом, отдельные категории сотрудников были переведены на новые условия государственной службы, что вызвало материальное неравенство у служащих таможни, практически выполняющих одну и ту же работу за разное вознаграждение. Тем не менее, коллектив таможни выдержал это испытание, благодаря чему были сохранены опытные квалифицированные кадры. § 7 .2 . Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Работу Мурманской таможни в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности можно рассматривать во взаимосвязи реализации задач по упрощению таможенных процедур и создании условий, способствующих ускорению внешнеторгового товарооборота региона. Регион деятельности таможни охватывает всю территорию Мурманской области, географически расположенной на Кольском полуострове. Площадь области составляет 144,9 тыс. кв. км. В ее состав входят 5 районов, 16 городов, из них 13 городов областного подчинения. На западе области проходит государственная граница России с Норвегией и Финляндией. На юге - область граничит с Карелией. Северную и восточную часть региона омывают воды Баренцева и Белого морей. Протяженность сухопутной государственной границы составляет 538 км, морской - 608 км. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz