Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. В середине 90-х гг., когда шло активное формирование правоохранительного блока таможни, был введен в практику набор специалистов из других силовых структур (армии, милиции, налоговой полиции и т.д.) без наличия опыта работы на границе. После кратковременной теоретической подготовки по таможенному делу они допускались к самостоятельной работе, обладая широкими контролирующими полномочиями, при этом, недостаточно владеющими знаниями в области таможенных процедур. Если раньше им в этом помогали опытные коллеги, то, после ухода многих из них на пенсию или на другую работу, образовался «кадровый вакуум», когда вновь принятых специалистов было некому обучать таможенному делу, и они стали использовать методы, применя­ емые на прежнем месте службы. Учитывая, что многие из вновь принятых специалистов занимали ранее офицерские должности и имели значительный опыт оперативно-розыскной работы, образовалась некая «кастовость» сотрудников, работающих по правилам, сложившимся внутри правоохранительного блока. Возможно, именно это и придало правоохранительной работе «особый статус», приведший к отчужденности от деятельности оперативных подразделений таможни. Подобное положение дел привело к тому, что некоторые сотрудники правоохранительного блока оказались не готовыми к работе в новых условиях. Пришло время изменить ситуацию и сделать так, чтобы правоохранительные подразделения стали неотделимым звеном в единой цепи организации таможенного дела. В качестве перспективных подходов к проведению такой работы можно предложить следующее: 1) пообъектовое закрепление оперативного состава за конкретными направлениями правоохранительной деятельности и оценка их труда по конечному результату; 2) непосредственное участие сотрудников правоохранительного блока в работе подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль грузов и транспортных средств; 3) упреждающей характер оперативно-розыскной деятельности по таможенным правонарушениям; 4) расширение взаимодействия с другими правоохранительными органами страны, международными организациями и правоохранительными структурами таможенных служб зарубежных государств; 5) постоянный контроль за созданием равных условий работы для всех участников ВЭД через четко установленные стандарты и правила. Существует большая проблема по организации морской и авиационной службы в таможенных органах по прикрытию таможенных границ. Так, в Мурманской таможне отсутствует такая служба, несмотря на то, что регион ее деятельности превышает по размерам отдельные государства Европы, а Кольский полуостров омывают два моря Северного Ледовитого океана. В 2004 г. на вооружении ФТС России имелось 39 морских (речных) и 12 воздушных судов, которые использовались для проведения специальных мероприятий по пресечению незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу вне установленных пунктов пропуска. Их малочисленность не позволяет полностью контролировать границу из-за ее большой протяженности (23114,6 км, в том числе 8605,4 км водная поверхность), так как 16 единиц (41%) судового состава - это устаревшие суда, из которых 7 единиц (18%) в 2005-2007 гг. подлежат списанию по истечению срока службы. Воздушные суда не оснащены системами оптического наблюдения для выполнения полетов днем в сложных, а ночью в простых метеоусловиях, и имеют недостаточный радиус действия [23]. ФТС России подготовила Программу совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 гг., которая позволит улучшить систему мер, направленную на противодействие правонарушениям в области таможенного дела. В том числе, рассматривается вопрос о выделении Мурманской таможне быстроходного катера. На совершенствование таможенного дела направлена Целевая программа разви­ тия таможенной службы России на 2004-2008 гг. 20 декабря 2004 г. приказом ФТС утверждена ее новая редакция. Структура программы приближена к требованиям методики, разработанной согласно Концепции реформирования бюджетного процесса Российской Федерации. Предусматривается разработка антикоррупционной программы ФТС России. Она должна вобрать в себя весь опыт борьбы с коррупцией, имеющийся в других правоохранительных органах, в мировом таможенном сообществе, а ее реализация поможет решить проблему чистоты рядов таможенных кадров. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz