Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 7: 2003-2005 годы § 1: Реформирование таможенного дела По данным ФТС значительная доля товаров (до 50 %) во всех регионах России оформляется «с колес», без выгрузки на склады временного хранения (СВХ). Оформление производится в зоне таможенного контроля. Учитывая специфику работы СВХ и выполнения на них погрузочно- разгрузочных работ, можно рассматривать эти товары как оформленные без таможенного досмотра, что способствует ввозу контрабандных товаров. Основной путь решения проблем, связанных с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости - это внедрение в процесс таможенного контроля и таможенного оформле­ ния современных форм электронного декларирования и системы управления рисками. Система управления рисками является наиболее эффективным механизмом обеспечения выборочное™ таможенного контроля. ФТС России определила своей целью в 2008 г. довести число товарных партий, подвергаемых таможенному досмотру при ввозе - не более 10 %, при вывозе - не более 8%, обеспечивая при этом продолжительность таможенного оформления в пунктах пропуска через государственную границу - 10 минут, при декларировании товаров - 1 сутки. Работа по системе управления рисками поможет навести надлежащий порядок и в контроле таможенной стоимости. Это наиболее критикуемое со стороны участников ВЭД направление деятельности таможенных органов. Свидетельство тому - все возрастающее количество обращений в суды, которые таможенные органы по многим вопросам проигрывают и, прежде всего, по корректировке таможенной стоимости. Анализ судебной практики показывает, что из общего числа обжалований в судах 50 % составляют жалобы на решения, связанные с таможенными платежами. Из них 41 % - это жалобы на решения по корректировке таможенной стоимости. 40 % жалоб удовлетворены судами по процедурным вопросам. За истекшее десятилетие количество судебных дел с участием таможенных органов выросло в 48 раз. Если в 1994 г. таких дел было 487, то в 2004 г. - уже 24 563. С одной стороны, такая ситуация объясняется ростом правосознания участников ВЭД, с другой - вскрывает ряд проблем в самой таможенной службе. Подтверждением этого может служить высокий уровень отрицательных для таможенных органов судебных постановлений по рассмотренным делам. В 2004 г. он составил 59 % от общего количества дел. По некоторым из них показатель еще выше [21]. Одной из причин проигрыша дел в судах различных инстанций являются нарушения норм материального и процессуального законодательства со стороны должностных лиц таможенных органов в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля. В качестве примера можно привести случаи, когда при определении номенклатуры товара или при корректировке таможенной стоимости используются информационные письма ФТС, которые не являются нормативно-правовыми актами и не распространяются на широкий круг лиц. Однако некоторые таможенники диктуют эти информационные письма, как изменяющие порядок кодифика­ ции товара, определения таможенной стоимости и исчисления таможенных платежей. Тем не менее, ФТС России проводится работа по недопущению искажения норм законодательства. Укрепляется и расширяется осуществление ведомственного контроля к устранению нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами. Только за 11 месяцев 2005 г. было рассмотрено 1154 жалобы на решения таможенных органов (в 2004 г. - 1736). В среднем 36 % жалоб было удовлетворено, что свидетельствует об эффективности ведомственного обжалования и объективности принимаемых по жалобам решений. По сравнению с 2004 г. количество удовлетворенных жалоб увеличилось на 10 % [22]. Реформирование таможенного дела потребовало также изменения места и роли правоохранитель­ ных подразделений таможенных органов. Долгое время они были выделены как бы в «автономные» структуры внутри таможенных органов. Как следствие, произошла их отчужденность от того, чем живет таможенная служба и что происходит внутри системы. С одной стороны это произошло из- за уровня секретности правоохранительной деятельности, с другой - из-за оторванности от производства таможенных процедур. К примеру, в прошлые годы в правоохранительные подразделения Мурманской таможни (отдел по борьбе с контрабандой, отдел таможенных расследований, отдел по борьбе с таможенными правонарушениями и др.) принимали специалистов, имеющих опыт оперативной и досмотровой работы. Как правило, это были сотрудники оперативных отделов и таможенных постов, на практике знающие проблемы таможенного оформления и таможенного контроля. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz