Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Тем не менее, главная цель реформирования таможенного дела - повсеместный переход таможенных органов России на работу по международным стандартам при безусловном соблюдении российского законодательства. Предварительное информирование, электронное декларирование, система управления рисками, упрощенные таможенные процедуры, выбороч- ность контроля, методы постаудита, единая автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля - вот те приоритетные направления, которыми необходимо руководствоваться сотруднику современ­ ной таможни. Исходя из этих позиций, и на основе целевой программы развития таможенной службы на 2004-2008 гг. [19], ФТС России определила концепцию развития российской таможни в новых условиях. При этом цели и принципы концепции должны были соответствовать требованиям Киотской конвенции, предъявляемым к таможенным службам мира. Основными принципами деятельности таможенной службы России стали: 1) «контроль в виде сервиса» или обеспечение высокой эффективности таможенного контроля при внешней просто­ те и быстроте оформления; 2) «разделение товаропотоков и документооборота», что означает переход от контроля товаров к контролю информации о товарах; 3) переход на электронный (безбумажный) документооборот как в сфере таможенных процедур и таможенного контроля, так и в сфере организации управленческих процессов в таможенных органах. Приоритеты и направления социально-экономического развития России ориентировали таможенную службу на решение ряда первоочередных задач: 1) изменение организации работы пунктов пропуска на государственной границе по принципу «одна остановка» и одного окна»; 2) дальнейшая либерализация внешней торговли, упрощение процедур таможенного оформления для законопослушных участников ВЭД; 3) защита отечественного товаропроизводителя, ужесточение борьбы с недостоверным декларированием и заниже­ нием таможенной стоимости; 4) изменение роли и повышение эффективности работы подразделений правоохранительного блока и таможенной инспекции; 5) пересмотр подходов к подготовке и переподготовке таможенных кадров, их готовности и умения работать на уровне мировых стандартов и др. В системе таможенной службы России, на каждом из перечисленных направлений, имелась определенная перспектива для дальнейшего продвижения. Вместе с тем, существовали значи­ тельные проблемы в деятельности таможенных органов, как на центральном, так и на местном уровнях. Вопреки новым подходам к действиям контролирующих органов на границе по принципу «одного окна», вышло постановление Правительства [20], которое наделило структуры, осуществляющие контроль в пунктах пропуска через границу (пограничный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный контроль), полномочиями таможенных органов, установленными за ними Таможенным кодексом. В связи с этим возникла необходимость создания единой базы данных всех государственных контролирующих органов, без наличия которой обеспечить безопасность поставок грузов в страну было крайне затруднительно. Стала необходима активизация работы таможенных органов по защите отечественного произво­ дителя, пресечение незаконного вывоза леса, морских биоресурсов и металлов, а также контрабанд­ ного ввоза товаров из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Китая. Незаконные операции с данной номенклатурой товаров приводят к целому ряду негативных последствий. В частности, ввоз контрафактных товаров не только нарушает права интеллектуальной собственности, но и является серьезной преградой на пути вступления России в ВТО. С проблемой контрабандного ввоза контрафактных товаров тесно связаны две другие проблемы. Это борьба с недостоверным декларированием и контроль таможенной стоимости. Как показывает анализ, контроль таможенной стоимости по-прежнему является одним из основных резервов увеличения поступления таможенных платежей при импорте товаров. Вторым немаловажным резервом является контроль достоверности сведений о номенклатуре и количестве декларируемых товаров, влияющих на размер уплаты таможенных платежей. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz