Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. ГЛАВА 7. МУРМАНСКАЯ ТАМОЖНЯ: 2003 -2005 годы § 7 .1 . Реформирование таможенного дела С 1 января 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации [1]. Новый кодекс по своему объему стал примерно в полтора раза больше Таможенного кодекса 1993 г., хотя разделов, глав и статей стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в новой - 42, то есть на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало - 6, статей соответственно - 456 и 439. Нормы, положения и термины нового кодекса приведены в соответствие с законодательными актами России, принятыми в 1994-2003 гг. В частности, исключены положения о нарушении таможенных правил и ответственности за эти нарушения, вошедшие в Кодекс об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, регулируемых уголовным законодательством. В новом кодексе усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда норм в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаро­ производителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров. Осуществлен перевод многих положений кодекса на нормы прямого действия путем включения в него важнейших положений ряда нормативных правовых актов ГТК России, зарекомендовавших себя на практике. Так, в него включены развернутые положения и правовые нормы по защите таможенными органами интеллектуальной собственности, сформулированные на основе пред­ ложенного Всемирной таможенной организацией (ВТО) модельного закона «О защите торговых аспектов прав интеллектуальной собственности». Основные положения кодекса приведены в соответствие со стандартами и нормами ВТО, а также с российскими законодательными актами. Усилено положение о гласности, доступности и открытости информации о правовых актах в таможенном деле и об ответственности ГТК России за информационное обеспечение участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Ряд новых формулировок кодекса направлен на повышение эффективности действия таможенной службы путем упрощения таможенных формальностей и процедур. В кодекс внесены новые положения, содержащие порядок определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров. Установлены четкие правила доступа лиц на рынок таможенных услуг непосредственно законом (таможенные терминалы, таможенные перевозчики, таможенные брокеры). Предусмотрено широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволяет ускорить документооборот, упростить таможенные формальности, сократить издержки, связанные со сбором и предоставлением необходимых документов. Существенно изменен раздел «Таможенные платежи. Льготы по уплате таможенных платежей» в части установления дополнительных прав участников ВЭД. В кодексе перечислены все виды таможенных платежей, определены лица, ответственные за их уплату, указаны основания, при которых прекращается обязанность по уплате платежей. Новым является также установление оснований для предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей, перечисление обстоятельств, исключающих предоставление таких отсрочек и рассрочек. Несомненную выгоду для участников ВЭД дает установление новых сроков уплаты таможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации предусмотрено, что таможенные платежи могут уплачиваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторых случаях - и после выпуска, при предоставлении необходимых гарантий. Вследствие этого исклю­ чается кредитование бюджета за счет участников ВЭД. В новом кодексе подробно раскрыт порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей, а также процентов, пеней и штрафов. Внесено положение, в соответствии с которым уменьшается размер пени за несвоевременную уплату таможенных платежей до 0,1 % от суммы недоимки, причем сумма пеней не может превышать суммы недоимки. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz