Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. К информации предоставлялись акты, свидетельские показания, заверенные копии документов, содержащие сведения о готовящихся или совершенных таможенных правонарушениях. В случае, если запрашиваемая таможенная служба не располагала нужной информацией, то она принимала меры к получению этой информации, в соответствии с законодательством, действующим на территории запрашиваемой договаривающейся стороны. Информация, документы и другие сведения, полученные в соответствии с запросами, могли быть использованы только для целей, указанных в этих запросах. Их передача или использование могло быть осуществлено только с явно выраженного согласия таможенной службы, передавшей информацию или документы. В 1995 г. Финляндия и Швеция вошли в состав Европейского Союза (ЕС). Таким образом, граница Евросоюза стала проходить по российско-финляндской границе, в частности, между Северной Финляндией и Мурманской областью. Учитывая эти особенности, руководством таможни были разработаны мероприятия, направленные на решение задач по совершенствованию таможенного оформления и контроля, в условиях развития торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Кроме того, была успешно начата реализация Программы модернизации Мурманской таможни на 1997-2000 гг. Программа содержала в себе перечень мероприятий, направленных на совершен­ ствование таможенного оформления по уровню европейских стандартов, его технологий, организа­ ционных структур управления технологическим процессом. Программа поднимала вопросы, решение которых давало возможность работать в прогрессивном направлении. Приоритет в решении этих вопросов принадлежал концептуальным аспектам развития в области применения передовых технологий, ориентированных на оптимизацию таможенного оформления и совершенствование работы с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В рамках единой информационной системы таможенного оформления товаров и транспортных средств в государствах Баренц-региона, специалистами таможни была разработана технология «Зеленый коридор» как комплекса автоматизированной системы на участке Киркенес-Мурманск. Правда, этот проект реализован не был, так как для внедрения этой технологии в практику нужно было решить ряд технических, юридических и экономических проблем. Тем не менее, принцип «Зеленого коридора» между Россией и Норвегией был взят на вооружение для внедрения на границе Европейского Союза. В декабре 2002 г. между таможенными службами России, Финляндии и Швеции был подписан трехсторонний протокол об организации проекта «Зеленый коридор» при перемещении товаров из стран Евросоюза в Российскую Федерацию. При разработке этого проекта использовалась современная европейская практика применения деклари­ рования товаров и транспортных средств в электронной форме [78]. В качестве основных принципов проекта Стороны определили: 1) наличие необходимой нормативно-правой базы; 2) обмен информацией непосредственно между таможенными органами России, Финляндии и Швеции; 3) максимальное ускорение выполнения таможенных процедур при пересечении государственной границы, при оформлении доставки товаров в таможенный орган назначения и при основном таможенном оформлении. Более подробно можно рассмотреть принципы проекта «Зеленый коридор» на схеме 6.1. Для реализации проекта была создана система информационного взаимодействия. К примеру, на первом этапе, при предварительном информировании осуществлялось предоставление информа­ ции от иностранных экспортеров о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Эта информация поступала в базу данных ГНИВЦ ГТК России для формирования электронной копии документа контроля доставки (ДКД), которая становилась доступной для таможенного органа, осуществляющего оформление процедуры доставки. На втором этапе, транспортные средства и товары прибывали в пограничный пункт пропуска. Перевозчик представлял документы в таможенный орган, в котором уже имелась предварительная информация, достаточная для оформления ДКД. После прибытия товаров в места таможенного оформления предварительно полученная информация использовалась для ускорения процедур таможенного оформления и принятия решений в соответствии с утвержденными ГТК России технологическими схемами. Порядок предварительного информирования по «Зеленому коридору» можно проследить на схеме 6.2. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz