Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 6: 1993-2003 годы § 3: Международное сотрудничество В марте 1997 г. в Мурманске состоялось проведение рабочей встречи между руководством Мурманской таможни и сотрудниками управления таможенного округа Хаппаранда (Швеция) Стуре Ниска и Пер-Иван Мэки. Тематика вопросов, вынесенных на обсуждение, затрагивала некоторые аспекты взаимодействия сторон при осуществлении таможенного контроля за международным транзитом и доставкой товаров. В период с 15 по 17 сентября 1997 г. в Мурманской таможне прошло очередное заседание по вопросам развития сотрудничества таможенных служб России и Норвегии на местном уровне. Помимо руководства таможни в заседании приняли участие представители управления таможенного округа Тромс и Финнмарк Свейн Шейя, Свейн Рикардсен, Харальд Андерсен и Ингвар Стейнхольт. В ходе заседания обсуждалась проблематика взаимодействия сторон в рамках создания и внедрения Единой информационной системы таможенной очистки грузов в субъектах Баренц-региона. По итогам встречи была принята совместная Декларация по развитию таможенного сотрудничества. В октябре 1997 г., по инициативе Мурманской таможни, на базах таможенных органов в Ивало и Киркенесе был проведен семинар руководителей учебных подразделений таможен СЗТУ России, который позволил российским таможенникам ознакомиться с условиями проведения подготовки и повышения квалификации кадров в таможенных службах Финляндии и Норвегии. 12 августа 1997 г. во время визита в Москву главы норвежской таможенной службы г-жи Фриды Ноккен был подписан Меморандум между ГТК России и Управлением таможни и акцизов Норвегии о взаимной помощи между таможенными органами. В соответствии с п. 2 ст. 9 Меморандума была создана постоянная российско-норвежская группа по таможенным делам. Первое заседание группы состоялось 21-24 апреля 1998 г. в Осло (Норвегия). На встрече стороны договорились о регулярном обмене по факсимильной связи информацией по товарам между сопредельными таможенными постами Стурскуг и Борисоглебский, начиная с 1 июня 1998 г., включая при этом передачу копий таможенных деклараций. Кроме того, были обсуждены перспективы строительства международного автомобильного пункта пропуска Борисоглебск непосредственно на российско-норвежской границе. Впервые вопрос о строительстве пункта пропуска Борисоглебск был поднят в 1984 году. В соответствии с постановлением советского правительства от 23 февраля 1984 г. № 193 «О мерах по развитию приграничной торговли СССР с Норвегией и Швецией» Совет Министров РСФСР направил Мурманскому облисполкому 600 тысяч норвежских крон (100 тысяч долларов США) на проектирование и строительство в 1984-1986 гг. контрольно-пропускного пункта Борисоглебск. Но строительство пункта пропуска тогда не состоялось по техническим причинам и вплоть до 1993 г. таможенный и пограничный контроль на российско-норвежской границе осуществлялся в двух небольших деревянных домиках, соединенных вместе. В 1993 г., на 22 км от границы с Норвегией, было выстроено каменное двухэтажное здание, где и разместились сотрудники таможенного поста Борисоглебский и пограничники. Значительная удаленность от государственной границы доставляла большие неудобства. Прямая телефонная связь с норвежской таможенной службой отсутствовала, а другие контакты между таможенными органами сопредельных сторон были практически невозможны. К тому же, на территории 20-километровой пограничной зоны находился рабочий поселок Борисоглебск, куда жители проезжали без таможенного контроля. Почти 10 лет эта зона именовалась «контрабандной», так как там нередко обнаруживали товары, перемещаемые с нарушением таможенных правил. Доходило до того, что предприимчивые люди первоначально завозили экспортные товары в Борисоглебск, а затем вывозили в Норвегию, минуя таможенный контроль и уплату таможенных пошлин. Более того, наличие такой зоны доставляло проблемы для иностранных граждан, так как при пересечении государственной границы они «де-факто» находились на территории России, а «де- юре» - въезд в нашу страну осуществлялся только после таможенно-пограничного контроля через два десятка километров. Так же происходило и при выезде за границу. По штампам в паспорте лицо как бы выехало за границу России, а на самом деле - находилось на ее территории и имело возможность контактировать с российскими гражданами. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz