Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Во второй половине 1925 г. таможню проверяли старший инспектор ГТУ Афанасьев и ревизор Северо-Западного РТИУ Ильницкий. Деятельность Мурманской таможни признана положительной, за исключением нескольких технических и организационных недостатков, устраненных самой таможней. Таким образом, на оперативную деятельность Мурманской таможни оказывали значительное влияние как региональные, так и общегосударственные факторы, в том числе развитие промышлен­ ности Кольского края, увеличение внешнеторгового оборота через Мурманский порт, введение нового таможенного законодательства, перестройка таможенной системы и др. § 4. Борьба с контрабандой Регион деятельности таможни в 20-х гг. XX в. был разделен на три района. Первый - сухопутная граница с Финляндией от Пирозера до Титовки. Второй - сухопутно-морская граница с Финляндией и Норвегией: северо-западная часть Рыбачьего п-ова от Кутовой до Вайды-губы и побережье Мурмана от Титовки до Йоканьги. Третий - морской порт в Мурманске, Кола, Александровск. В селениях на побережье Мурмана определялись контрольно-наблюдательные посты совместно с пограничной охраной. Охрану морской границы с Норвегией в районе Мурманского побережья осуществляли корабли Военного-морского ведомства. Охрану сухопутной границы с Финляндией производил пограничный надзор, который входил в состав действующей Красной Армии. В досоветское время, контрабанда на Кольском Севере носила эпизодический характер. На Мурманском берегу с 1868 г. действовал режим «свободной таможенной зоны» и по этой причине случаи контрабанды отмечались крайне редко. Тяжелое экономическое положение, дефицит промышленных и продовольственных товаров, а также отмена режима «Порто-Франко» в 1920 г. привели к широкому распространению бытовой контрабанды, которая охватила весь район Мурманского побережья. Состав контрабандистов составляли в основном пароходные команды и жители пограничной полосы. При ввозе - это были сокрытые от уплаты пошлины спиртные напитки, сахар, чай, одежда, табак, при вывозе - пушнина, кожа морского зверя и рыба. Введение государственной монополии внешней торговли способствовало массовой контрабанде. Еще в первый год Советской власти декретом СНК от 29 декабря 1917 г. «О порядке выдачи разрешений на ввоз и вывоз товаров» был установлен государственный контроль за пере­ мещением через границу товаров и введена фактическая лицензионная система, а таможенные органы наделялись контрольными функциями по ее соблюдению [30]. Товары, провозимые без разрешения НКТП, считались контрабандой. «Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах, говорилось в декрете, - под страхом уголовной ответственности предписы­ вается не выпускать за границу и не впускать из-за границы без предъявления таковых разрешений». Если в царское время контрабанда являлась нарушением фискальных интересов государства, то в новых условиях - нарушением государственной монополии внешней торговли, приобретая тем самым политический характер. Поскольку для охраны интересов Советской России на границе был необходим заслон на пути вражеских лазутчиков и контрабандистов, СНК 28 мая 1918 г. принял декрет «Об учреждении пограничной охраны» [31]. В задачи пограничников входила защита пограничных интересов РСФСР, а в пределах пограничной полосы - защита личности и имущества граждан, в частности - «воспрепятствование тайному провозу грузов», то есть борьба с контрабандой. Вопросы охраны границы РСФСР в таможенном отношении были установлены декретом СНК от 29 мая 1918 г. «О разграничении прав центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений» [32]. Важным моментом декрета правительства явилось утверждение необходимого взаимодействия пограничной охраны и таможенных учреждений в вопросах борьбы с контрабандой. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz