Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. Основной задачей таможенной заставы был контроль за импортными грузами, поступавших в Россию через Мурманский порт, которые направлялись по железной дороге от Колы до Кандалакши без таможенного досмотра. В Кандалакше они проходили таможенный оформление и отправлялись морским путем до портов Кеми и Сорока (Беломорск), а оттуда перевозились по Петрозаводско- Сорокской железной дороге до места назначения. В период летней навигации грузы доставлялись непосредственно в Кандалакшский порт [52]. Кроме того, кандалакшские таможенники осуществляли таможенный контроль за перемещением товаров через российско-финляндскую границу, предназна ченных для строительства дороги Алакуртти-Кандалакша [53]. Другим важным направлением в деятельности таможенной заставы в Кандалакше была борьба с контрабандой. Согласно предписания Департамента таможенных сборов от 23 декабря 1916 г. № 42847 Кандалакшской таможенной заставе предоставлялось право самостоятельно рассматривать дела о контрабанде и направлять их в суд, что соответствовало компетенции таможни [54]. Так, по состоянию на 1 июля 1917 г. зарегистрировано 4 случая задержания предметов контрабанды стоимостью 2439 рублей. Из них, табака и табачных изделий - на сумму 2139 руб., бумажных тканей - 64 руб., белья и готового платья - 90 рублей. Только по одному делу о контрабанде от 22 марта 1917 г. было конфисковано в доход государственной казны 4317 коробок импортных папирос стоимостью 1079,25 рублей. Виновные в контрабанде - житель Кандалакши и два жителя из финской деревни Салла были подвергнуты штрафу в размере двойной оценочной стоимости товара, а также пени в размере пятикратной таможенной пошлины на общую сумму 20 5778 рублей [55]. Начальник Кандалакшской таможенной заставы в своем отчете за первую половину 1917 г. описывал состояние дел борьбы с контрабандой так: «...Контрабанда ввозится преимущественно с финляндской границы, совершенно открытой, так как пограничной стражи там нет. Главными предметами для ввоза товаров контрабандным путем служат табачные и вязаные изделия, на которые большой спрос у рабочих и служащих Мурманской железной дороги. Борьба с контрабандой затруднена из-за малочисленных сотрудников заставы. Одна из дорог из Финляндии выходит на Княжегубское селение, куда контрабанда доставляется совершенно свободно, так как там нет полиции, а рабочих и служащих очень много. Так дело обстоит практически по всей линии Мурманской железной дороги» [56]. Таким образом, исторической датой образования Кандалакшского таможенного поста является 11 мая 1916 г. (24 мая по новому стилю) - дата официального учреждения первого таможенного органа в Кандалакше [57]. В период 1916-1917 гг. проходили службу в Кандалакшской таможенной заставе: Н.А. Ульянов (управляющий), С.Л. Деменчук (и.о. управляющего), Макаров (канцелярский чиновник), Петр Насонов (досмотрщик), Василий Рогозеров (досмотрщик) и др. [58]. Таможенная застава в Кандалакше имела помещения из трех арендованных квартир рядом с морским портом и 4-х весельный карбас с двумя нанятыми матросами-гребцами [59]. В 1919 г. Кандалакшской таможенной заставой оформлено 2146 пудов импортных грузов на сумму 64 200 рублей. В основном это были продукты питания и предметы ширпотреба. Экспорта через Кандалакшу не следовало [60]. 13 апреля 1920 г. Кандалакшская таможенная застава получила категорию таможенного поста со штатом 4 человека (заведующий - 1, помощник корабельного смотрителя - 3). С 31 марта 1922 г. Кандалакшский таможенный пост входил в Архангельский таможенный округ на правах самостоятельного таможенного учреждения, с 18 декабря 1922 г. - в Петрозаводский инспекторский таможенный участок, с 1 февраля 1925 г. - в Карельское районное таможенное инспекторское управление. 1 января 1926 г. таможенный пост в Кандалакше был ликвидирован, а таможенный контроль в Кандалакшском морском порту передан в ведение Мурманской таможни. 5 августа 1992 г. была образована Кандалакшская таможня (начальник В.И. Владимиров). В зону ее деятельности входили Ковдорский и Терский районы, города Мончегорск, Оленегорск, Апатиты, Кировск, Кандалакша Мурманской области. Одновременно был учрежден таможенный пост Апатиты, затем - Салла, Мончегорский, Оленегорский и Ковдорский. 1 марта 2001 г. таможня 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz