Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

Глава 1: 1919-1925 годы § 3: Оперативная деятельность Стоит отметить, что в истории Мурмана это уже была третья попытка заселения и развития промышленности Кольского полуострова путем отмены или снижения таможенных пошлин (первая: в 1868 г. - Указом «О даровании льгот поселенцам-колонистам Мурманского берега»; вторая: в 1914 г. - Законом «О таможенных обрядностях по отпуску товаров за границу»). После окончания гражданской войны и иностранной интервенции Мурманская губерния (образована 13 июня 1921 г.) была экономически отсталой окраиной России. Основные виды хозяйственной деятельности - рыбные промыслы, оленеводство, лесозаготовки - были прерваны войной. В тяжелом положении находилась железная дорога и морской торговый порт. Данное Положение давало право Мурманской железной дороге в течение 10 лет вести хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости на территории края площадью 3 млн. гектаров вдоль 10-километровой полосы, прилегающей к железнодорожному полотну. При этом на 15-30 % снижались железнодорожные тарифы на перевозку грузов. Мурманский порт переводился в ведение железной дороги, Таким образом, был создан транспортно-промышленный комбинат с правами освоения, заселения отведенной ему территории, эксплуатации на ней природных богатств и оставлением в собственном распоряжении полученных средств. Принятые меры не замедлили сказаться на объеме работы порта и таможни. Уже в начале октября 1923 г. в Мурманск прибыл из Бремена немецкий пароход «Крета» с грузом в 7860 кип импортного хлопка. 7 ноября 1923 г. первым рейсом на Лондон по вновь открытой линии Архангельск-Мурманск- Англия-Германия ушел советский пароход «Юшар». 10 декабря 1923 г. началась первая экспортная кампания (вывоз зерна), интенсивно продолжавшаяся всю зиму. На линии Мурманск-Англия- Германия зимой 1923/1924 г. стояло уже 5 пароходов Советского торгового флота (Совторгфлота). Насколько интенсивно развивался внешнеторговый оборот Мурманского порта, показывает сводка по порту на 14 апреля 1924 г. [21]: «Движение судов в Мурманске: 11 апреля из Ливерпуля прибыл пароход «Гарибальди» с 340 т хлопка, 25 т стали, 0,5 т одежды, 40 т машин и 5 т пряжи. 13 апреля прибыл из Гамбурга пароход «Юшар» с 513 т селитры, 320 т толуола, 62 т дубильного экстракта. Пароход «Большевик», пришедший с хлопком и шерстью 31 марта, ушел в море 11 апреля со 106 вагонами вики, гороха и гречихи. В ближайшие дни ожидаются пароходы «Лозовский» и «Тобольск» из Англии, «Спартак» из Германии с разным грузом, «Кастор» и «Лаборио» из Нового Орлеана с хлопком, «Седов» и «Либкнехт» с грузом хлопка, олова и тракторов из Европы. Подходит к Мурманску пароход «Бетти Меркс» с американским хлопком, для встречи которого выслан из порта катер с лоцманом». В Мурманске наступила эпоха больших перемен. Город с незамерзающим портом становился лидером международного торгового обмена на Русском Севере и соперником признанного центра зарубежной торговли - Архангельска. В 1923 г. через Мурманский порт проследовало 57 судов заграничного плавания под флагами СССР, Норвегии, США и Великобритании. Среди импортных грузов преобладали продовольственные продукты, сельдь и хлопок. На экспорт вывозилась битая дичь (куропатки), замша, пушнина, оленье мясо, шкуры оленя и морского зверя. Внешнеторговый грузооборот за 1923 г. составил по импорту 183 323 тонны, по экспорту 145 тонн. Таможенных пошлин собрано 4 042 793 руб. денежными знаками 1923 г. и 767 453 руб. золотом [22]. В 1924 г. объем внешнеторговых грузов в порту имеет тенденцию значительного увеличения. Анализируя экономические показатели внешней торговли в 1923-1924 гг., можно сделать вывод, что снижение пошлин на экспортно-импортные грузы резко увеличило грузооборот Мурманского порта [23]. К примеру, только за 1-ю половину 1924 г. таможней в порту оформлено 75 судов загранг.лаьания. Ввезено 230 223 тонны каменного угля, хлопка, земледельческих машин и сельди, вывезено 127 784 тонны мокросоленых шкур и зерна. Пошлины получено в сумме 180 524 руб., сборов - 13 691 рублей. За 2-ю половину 1924 г. оформлено на приход 75 судов и 302 627 тонн импортных грузов, из которых 76,8 % составлял хлопок для текстильной промышленности. А & ъ а а . т Б и , 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz