Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006
В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. В 1995-1997 гг. правоохранительная деятельность таможни набирала свое совершенство. Если в 1995 г. было заведено 472 дела о нарушении таможенных правил, то в 1996 г. - 1094 дела, а в 1997 г. - уже 1422 дела. Суммы наложенных взысканий по делам о НТП составили: в 1995 г. - 26,79 млрд. руб., в 1996 г. - 31,79 млрд. руб., в 1997 г. - 21,17 млрд. рублей [12]. Несмотря на то, что доходы от правоохранительной работы в 1997 г. стали меньше, чем в 1996 г., плановое задание по доходам в федеральный бюджет (ФБ) таможня выполнила на 131 %, а по перечислениям в фонд развития таможенной службы (ФРТС) - на 164 %. Немаловажное значение в пополнении федерального бюджета имели таможенные платежи. В 1995 г. их было перечислено таможней в сумме 463,73 млрд. руб., в 1996 г. - 456,79 млрд. руб., в 1997 г. - 359,21 млрд. рублей. Снижение таможенных платежей наблюдается в 1996-1997 гг., хотя товарооборот в данный период достиг своего максимального значения. Если в 1995 г. таможней было пропущено через границу товаров стоимостью 1582,70 млн. долл., то в 1996 г. - 1748,25 млн. долл., а в 1997 г. - 2069,52 млн. долларов США [13]. Причинами снижения таможенных платежей являлись отмена экспортной таможенной пошлины и взимания налога на добавленную стоимость (НДС) при ввозе в РФ продукции морского промысла в 1996 г. С учетом того, что данный вид товаров был для таможни определяющим, поэтому и произошло понижение перечисления денежных средств таможни в федеральный бюджет. Помимо наполнения ФБ, усилия таможни были устремлены также на формирование доходов ФРТС. Этот фонд являлся внебюджетным и был направлен на финансирование развития таможенной службы, в том числе выплату денежного содержания сотрудников таможенных органов. Стоит отметить, что из средств внебюджетного фонда было выстроено в Мурманске пятиэтажное служебное здание таможни, производственно-складская база, гараж, жилье для сотрудников и др. Фонд пополнялся за счет таможенных сборов, взысканий за нарушение таможенных правил, реализации конфискованных товаров и т.п. Таможней, в период 1995-1997 гг., было перечислено в ФРТС: в 1995 г. - 23,19 млрд. руб. и 1,08 млн. долларов США, в 1996 г. - 38,33 млрд. руб. и 1,86 млн. долларов США, в 1997 г. - 65,16 млрд. рублей. Влияние на показатели таможни по ФРТС оказывало также повышение минимального размера оплаты труда. Именно, от МРОТ исчислялись некоторые виды штрафов за административные правонарушения и таможенные сборы. Повышения МРОТ вводились в действие федеральными законами и являлись для всех обязательными. Если в апреле 1995 г. МРОТ составлял 34,4 тыс. руб. [14], то в апреле 1996 г. - 75,9 тыс. руб. [15], а в январе 1997 г. - уже 83,49 тыс. рублей [16]. Позднее, МРОТ установят в размере 83,49 руб. (с учетом деноминации рубля в 1998 г.), а с января 2001 г. - 100 руб. [17], который будет в дальнейшем применяться только для расчетов по штрафам и платежам. В 1995-1997 гг. значительно возросло количество уголовных дел, заведенных таможней. Так, в 1995 г. было возбуждено 18 уголовных дел, из них по статье 78 и статье 162 УК РФ - 6 случаев и по части 1 статьи 1 6 9 - 1 2 случаев. Отделом дознания были проведены проверки по 172 материалам, из которых в 9 случаях материалы переданы в органы предварительного следствия. По информации зарубежных таможенных служб таможня возбудила 3 уголовных дела, из них по 1 делу виновные были осуждены. В 1996 г. проведены проверки по 111 материалам, из них в 17 случаях возбуждены уголовные дела, а в 14 случаях материалы переданы в следственные органы. По 7 уголовным делам судами были вынесены приговоры, в результате чего государству возмещен ущерб на сумму 244 млн. рублей. В 1997 г. сотрудники отдела дознания проверили 71 материал с признаками преступлений. Из них, в 9 случаях были возбуждены уголовные дела и в 12 случаях материалы направлены в другие правоохранительные органы. Анализ уголовных дел показывает, что большее количество случаев приходилось на контрабанду в крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), а объектом правонарушения являлись импортные товары или иностранная валюта [18]. Как правило, предметы контрабанды выявлялись в процессе таможенного досмотра или проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так, в 1995 г., на таможенном посту Лотта, у российского гражданина при въезде из Финляндии обнаружили незадекларированный товар (электробытовые приборы, краска, мебель) на сумму 23,65 млн. рублей. В аэропорту, при вылете 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz