Golovin_VV_-_Istori`ya_Murmanskoy_tamo`zhni_1919-2005_-_2006

В. В. Головин История Мурманской таможни. 1919-2005 гг. платежей) производство предварительного следствия являлось обязательным (ст. 126 УПК РСФСР). После передачи дела следователю таможня могла проводить следственные действия только по отдельному поручению. По части 1 статьи 162.6 УК РСФСР таможня самостоятельно осуществляла меры по установлению обстоятельств, подлежащих доказывания по уголовному делу (ст. 120 УПК РСФСР). По таким делам дознание должно было закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок мог быть продлен надзирающим прокурором, но не более, чем на один месяц. В июне 1996 г. был принят новый Уголовный кодекс РФ, который вступил в действие с 1 января 1997 г. [5]. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый в декабре 2001 г., вступил в действие с 1 июля 2002 г. [6]. В настоящее время таможенные органы дознания уполномочены осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 188 (Контрабанда) и статьи 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей) Уголовного кодекса Российской Федерации. Правоохранительные функции таможни по производству неотложных следственных действий по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела осуществлял отдел дознания, образованный в структуре таможни 15 марта 1994 года. Первым начальником отдела был назначен В.В. Миловский. В последующие годы отделом руководили А.В. Накрошаев и А.А. Батурин. С 13 июля 2004 г. работу отдела дознания возглавил Б.М. Тарицын. Таможенным кодексом 1993 г. было также закреплено за таможней, присущее только право­ охранительным органам, специфическое право осуществления оперативно-розыскной деятель­ ности (ОРД). Глава 36 ТК РФ определяла цели и область применения таможней методов оперативно-розыскной деятельности, в том числе механизм ее правового регулирования в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», принятым 12 августа 1995 года [7]. Основаниями для производства оперативно-розыскных мероприятий являлись: наличие возбужденного уголовного дела; информация о противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания; поручение следователя, указания прокурора или определение суда; запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств (ст. 7 Закона об ОРД). После введения в действие законодательства об оперативно-розыскной деятельности, в котором таможенные органы были признаны субъектами ОРД, эти правоохранительные функции были возложены в таможне на отдел по борьбе с таможенными правонарушениями, отдел по борьбе с контрабандой наркотиков, отдел дознания и др. Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями (ОБТП) и отдел по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН) были образованы 7 февраля 1995 года на базе оперативной группы по борьбе с контрабандой и кинологической службы ОБК. Первым начальником ОБТП стал Д.Н. Коршунов, а ОБКН - А.Ф. Денисенко. Затем ОБТП (с 1998 г. - оперативно-розыскной отдел) возглавил И.А. Черкунов (с 14.03.2003), а ОБКН - А.И. Худолей (с 15.07.2002). В правоохранительную функцию входил также контроль за соблюдением законности при производстве дознания по уголовным делам и при производстве по делам о наруше­ нии таможенных правил и их рассмотрении. Вышестоящие таможенные органы осущест­ вляли контроль в целях: проверки правильности квалификации правонарушений; соблю­ дения сроков производства; соблюдения прав и законных интересов лиц, привлекаемых к ответственности; соблюдения иных процессуальных требований; установления полноты, всесторонности и объективности при производстве по уголовным и административным делам. В структуре Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), куда входила Мурманская таможня, эта функция первоначально была возложена на юридический сектор СЗТУ, а затем на Северо-Западную оперативную таможню. В части первичного контроля за ходом дознания и производства по административным делам контрольная функция возлагалась также на заместителя 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz